Войти / Регистрация

Шкатулка с изображением святилища Ицукусима

Лот №319
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

Мастерская Комаи
Киото, поздний период Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Железо, золото, серебро; чеканка, шлифовка, инкрустация, патинирование
Марка «駒» («Комаи»)
Размер: 18,5 × 12 × 6,5 см
С экспертным заключением

Произведение представляет собой крупную шкатулку, выполненную из железа и инкрустированную золотом в технике нуномэдзоган (инкрустация «тканый узор») золотом и серебром. Шкатулка с полностью снимающейся крышкой стоит на серебряной подставке с четырьмя небольшими ножками, декорированной снизу изображениями цветов, выполненных гравировкой. Внутреннее пространство шкатулки покрыто позолотой.

Снизу коробки инкрустирована золотая печать с иероглифом «駒» (Кома), являющимся торговой маркой киотской мастерской Комаи (яп. 駒井). Имя мастерской Комаи широко известно во всем мире. Во всем разнообразии созданных ей произведений, выполненных на основе стали с использованием золота различных оттенков, чувствуется неповторимый авторский стиль, который невозможно ни с чем перепутать. Его отличает особый золотой рисунок кин-нуномэ-дзоган («золотой тканый узор») — подражание узору на парче со стилизованными геометрическими орнаментами, пейзажами, птицами и цветами, а также изображением виноградной лозы. Особенностью декорирования произведений мастерской Комаи был прием контраста простой, матовой фактуры железа и детальной, ювелирной проработки изображения. Такой прием был свойственен японскому декоративному искусству того периода и ярко выражен в творчестве лучших мастеров. Самые дорогие произведения дополняли центральным в декоре изображением, выполненным в технике объемной инкрустации золотом, серебром и особыми японскими сплавами по мотивам какой‑либо легенды, исторического события или знаменитого места.

Мастерская Комаи была основана в 1841 году отцом знаменитого мастера художественной работы по металлу Комаи Отодзиро (яп. 駒井 音次郎, 1842–1917). Именно в период управления Отодзиро, с 1870‑х по 1917 год, мастерская добилась успеха и мировой славы. С 1873 года работы Комаи стали известны за пределами Японии, а в 1900 году его работы получили все призовые места на Всемирной выставке в Париже. Затем мастерская Комаи под управлением Отодзиро участвовала в выставках в Сент-Луисе в 1904 году, в Льеже в 1905‑м, в Санкт-Петербурге в 1908‑м, в Сиэтле в 1909‑м, в Брюсселе в 1910‑м, в Лондоне в 1910‑м и в Вене в 1913‑м.

На крышке шкатулки в веерообразном картуше в окружении цветов и канта из шестнадцатилепестковых хризантем пейзаж с синтоистским святилищем на острове Ицукусима, расположенном во Внутреннем Японском море в префектуре Хиросима. Остров Ицукусима также часто называют Миядзима («остров храма»), по названию города, который здесь когда‑то находился. Некоторые здания святилища являются японскими национальными сокровищами, а само святилище входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Святилище было возведено, предположительно, в VI веке, но после этого строения комплекса неоднократно разрушались. Красные ритуальные врата-тории святилища высотой 16 метров, стоящие прямо в воде, являются одной из наиболее популярных достопримечательностей Японии. Подойти к вратам пешком с острова становится возможно только во время отливов. Наряду с песчаной косой и заливом Мацусима вид на тории со стороны одной из возвышенностей острова входит в так называемые «Три знаменитых пейзажа Японии».

Раскрашенная фотография. Ицукусима. 1912Раскрашенная фотография. Неизвестный автор. Ицукусима. 1912

Бизнес-карта магазина мастерской КомаиБизнес-карта магазина мастерской Комаи. 1900‑е гг.