Ваза с изображением карпов
Мастерская Андо (яп. 安藤)
Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, золото, серебро, эмали
Высота: 36,5 см
С экспертным заключением
Произведение представляет собой великолепную вазу, декорированную эмалями сразу в трех японских техниках эмалирования: перегородчатой (юсэн-сиппо), бесперегородчатой (мусэн-сиппо) и объемной (мариагэ-сиппо). Ваза в форме овоида полностью покрыта голубой эмалью с переходом оттенка эмали от светлого к темному: горло и верх тулова выполнены светлее, а нижняя часть темнее, имитируя глубину воды. По японской традиции сюжет имеет символическое значение, связанное с образами классической японской поэзии. Изображение мирно плывущей пары карпов в тихой и прозрачной воде в японской традиции ассоциируется с идеей гармонии бытия, спокойствия, является символом взаимной любви, процветающего и долгосрочного партнерства, удачного супружества и счастья в браке.
Произведение выполнено в одной из лучших эмалевых студий периода Мэйдзи — мастерской Андо (яп. 安藤), о чем свидетельствует инкрустированная в донце серебряная марка мастерской в виде четырех лепестков в круге. Изящные и совершенные произведения мастерской Андо получили международную известность с того времени, как были впервые показаны на Чикагской выставке в 1893 году. В дальнейшем практически на всех основных международных выставках, где демонстрировались произведения Андо, они не оставались без внимания и получили множество призов, медалей и дипломов. Вот лишь малая часть наград, полученных мастерской Андо: почетные призы на выставках в Париже в 1900 году и Глазго в 1901‑м; серебряная медаль на Пятой международной выставке в Осаке в 1903 году; главный почетный приз на выставке в Сент-Луисе в 1904 году; главные призы на выставках в Льеже в 1905 году и Милане в 1906‑м; золотые медали выставок в Лондоне в 1911 году и Сан-Диего в 1915‑м. C 1900 года компания Андо стала официальным поставщиком Японского Императорского дома. Сейчас музеи Андо в Токио, Нагое и Осаке включены в список местных достопримечательностей.
Эмалевые произведения мастерской Андо участвовали на Международной выставке в Москве в 1904 году и также завоевали главный почетный приз. В начале 2010 года в Государственном Эрмитаже состоялась выставка «Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили», представляющая 320 произведений прикладного искусства из обширного собрания эмалей профессора Нассера Д. Халили, насчитывающего 1200 предметов. Среди выставляемых на экспозицию предметов было несколько шедевров, созданных мастерской Андо.
Данная ваза — квинтэссенция японского искусства эмалирования периода Мэйдзи — сочетание сложнейших техник, выполненных с безупречной точностью, позволивших эмальерам воссоздать в объеме изысканное живописное изображение пары карпов. Произведение отличается прекрасной сохранностью и демонстрирует высокий уровень всемирно известной мастерской Андо.
Аналогии:
1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. — СПб.: Чистый лист, 2016. — С. 50–66.
2. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. — London: The Kibo Foundation, 1995. — № 37–57.