Войти / Регистрация

Камнерезная композиция «Россия»

Лот №532
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 6 000 000 - 7 000 000 

2022 г., Екатеринбург
Камнерезная студия «Святогор»
Мастера: Илья Пономарев, Дмитрий Бабушкин, Дмитрий Евдокимов
Нефрит, пирит, кварцит, халцедон, яшма, газганский мрамор, цирк оны, топазы, бронза, серебро; резьба по камню, инкрустация, объемная мозаика , литье, серебрение, золочение
Высота 53 см

Впечатляющая скульптурная композиция «Россия» уральской студии «Святогор» напоминает о важном историческом событии — моменте триумфа российских мастеров на международной арене. В 1900 году на всемирной выставке в Париже, ознаменовавшей волнительную встречу «века двадцатого», гран-при в номинации «Горное дело и металлургия» завоевала многосоставная ажурная постройка из чугуна «Каслинский павильон». Важным элементом всей композиции стала аллегорическая скульптура «Россия» (автор Н. Лаверецкий) с длинноволосой девой-воительницей. Прикрепленным к руке щитом она укрывает символы Российской империи.

По прошествии более чем ста лет уральские камнерезы переосмыслили идею своих соотечественников. Они воссоздали уменьшенную версию этой знаковой скульптуры, сделав девизом «перерождение», новый образ России в стремительно меняющемся мире. Место холодного чугуна в обновленной композиции занял визуально более теплый, тактильный камень преимущественно местных пород, фрагменты минералов были подобраны по оттенкам и свойствам и соединены вместе в традиционной технике «объемной мозаики».

Вся композиция исполнена символизма, утонченности и природных струящихся линий — признаков, характерных для ар нуво (модерна), главного и самого яркого стиля начала XX века. Стройная женская фигура облачена в резную кольчугу из пирита — минерала, который из‑за внешнего сходства часто принимают за золото. Лицо защитницы выражает спокойствие, поза — решительность, в облике считывается аллюзия на греческую богиню Афину Палладу, олицетворявшую мудрость, искусство и военную стратегию. Вся композиция поражает тончайшей техникой резьбы и способностью уральских мастеров виртуозно дать камню жизнь: обратите внимание, как естественно выглядит женское тело под волнообразными складками схваченной на талии поясом туники, как проработаны черты лица и детали убранства.

Оригинальную отреставрированную композицию в металле сегодня можно увидеть в центральном зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств.