Скульптурная композиция «Д'Артаньян и 3 мушкетёра»
2018-2019 гг., Екатеринбург
Камнерезная студия «Святогор»
Мастера: Павел Лапыш, А. Полушкин, Денис Богомазов, Иван Вандыш ев, Денис Бабушкин, Дмитрий Евдокимов
Агат, кремень, кварцит, халцедон, тигровый глаз, обсидиан, пири т, мрамор, окаменелое дерево, шайтанский переливт, яшма, серебро; резьба, инкрустация, объемная мозаика, литье, золочение
Высота 39 см (каждая фигура)
На подставке слева накладное клеймо студии «Святогор» из белого металла
«— А сколько у нас мушкетов? — Четыре! — А сколько шпаг? — Четыре! — А сколько нас? — Атос? — Я! — Портос? — Я! — Арамис? — Я! — И Д’Артаньян! Один за всех и все за одного!» В советском детстве наши сердца начинали радостно колотиться каждый раз, когда по телевизору звучало волнующее «Пора-пора-порадуемся на своём веку». Мы подпевали куплетам, хором с героями произносили знаменитые реплики («тысяча чертей, сударь!»), каждый из нас считал себя похожим на одного из мушкетеров, но все без исключения были влюблены в главного гасконца — бесстрашного Д’Артаньяна. Да, речь идет об одном из главных кинофильмов 1980‑х, «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, который вышел на экраны в 1979 году и мгновенно занял воображение и детей, и взрослых.
Камнерезы из уральской студии «Святогор» произвели на свет настоящий подарок всем тем, кто застал 1980‑е. Из-под резца мастеров вышли четыре конных фигуры королевских мушкетеров, обладающие портретным сходством с актерами, игравшими Атоса (Вениамин Смехов), Портоса (Валентин Смирнитский), Арамиса (Игорь Старыгин) и Д’Артаньяна (Михаил Боярский) в упомянутом фильме. В исполнении художников по камню, четверо друзей по‑прежнему спасают честь королевы Франции, вступают в единоборство с кардиналом и коварной Миледи, а главное — наслаждаются жизнью и дружбой.
Каждая фигура может перемещаться автономно (скульптуры не соединены общим основанием), но вместе они образуют смысловую и визуальную композицию. Образ каждого из всадников решен в характерном для него стиле, с узнаваемыми костюмом, жестами и мимикой. Соединить фрагменты разнообразных горных пород так, чтобы образовались идеальные сочетания цветов и форм, помогает традиционная уральская техника объемной мозаики: кусочки камня обтачиваются как предполагает модель и накрепко склеиваются между собой.
Все детали амуниции героев тщательно продуманы и проработаны — обратите внимание на резные воздушные перья, уложенные на шляпе Арамиса, расправленный волнами кружевной платок в его руке, роскошный воротник и бант на шее Атоса, плавный переход оттенка сверху вниз на его безрукавном камзоле, на ювелирную работу по металлу — орнаменты на эфесах шпаг и ремнях, броши и шпоры. Но все же отдельное восхищение вызывает анималистика — анатомически точные и живые образы рвущихся вперед лошадей (белая, гнедая, серая и вороная), созданные с любовью и знанием темы.