Ваза миниатюрная
Санкт-Петербург, первая половина 1890-х гг.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Бовенит, золото, жемчуг; выпиловка, гравировка, чеканка, токарная работа по камню, монтировка
Высота 10 см, диаметр 3,7 см (верх), диаметр 2,4 см (низ)
Клейма: мастера — «М.П.»; двойник Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: проба для изделий из золота — «56» с гербом города — скрещенными якорями и скипетром; знак удостоверения Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: герб города — скрещенные якоря и скипетр; процарапанный фирменный инвентарный номер — «43627»
Миниатюрная вазочка, выточенная из светло-зеленого бовенита, имеет высокий корпус раструбом. Оправа из матового золота представляет собой два пояска, украшенные прочеканенной антикизированной плетенкой. Три ручки, прикрепленные к верхней оправе, наверху имеют вид завитка меандра, переходящего внизу в мягкий круглящийся завиток, к которому прикреплены по одной жемчужинке на спнях. Три ножки, припаянные к нижней кольцеобразной оправе, тоже сделаны в форме завитков меандра.
Маленькая изысканная вазочка в стиле неогрек, являющаяся драгоценной игрушкой, выполненной с исключительным мастерством и изяществом, относится к особой группе предметов среди фантазийной художественной продукции фирмы К. Фаберже. Главные ювелиры столичного предприятия — Эрик Коллин и Михаил Перхин делали крошечные предметы, такие как копии античных золотых чаш, ренессансных каменных ваз с драгоценной отделкой, кубков из горного хрусталя на золотых ножках. Ведущие мастера фирмы были настоящими ювелирами-миниатюристами; примерами являются и крошечная мебель из золота и эмали, как будто обтянутая лионским шелком, портшезы, мольберты с портретами в рамках размером не больше зернышка. Безукоризненно исполненные, такие «маленькие шедевры прекрасной работы и вкуса» неизменно, по мнению французского критика Виктора Шампье, «восхищали знатоков и ценителей»1. Недаром подобная этому предмету ваза с таким же корпусом раструбом (только из авантюринового кварца) и золотой матовой оправой с мотивами меандра была в коллекции английской королевы Мэри (H. M. Queen Mary)2. Эта самая близкая аналогия вазочке из частной московской коллекции.
1 Цит. по: Габсбург Г. фон, Лопато М. Фаберже: придворный ювелир. Вашингтон — Санкт-Петербург, 1993 c. 121
2 Bainbridge H. Ch. Peter Carl Fabergé. His Life and Work. New York, 1949 Plate 30