Войти / Регистрация

Зеркало-кулон

Лот №13
Закрытие лота: 07.12.2023

Санкт-Петербург, между 1904 и 1908 г.
Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Афанасьев
Золото, зеркальное стекло; эмаль по гильошировке, гравировка, монтировка
Зеркало 6 × 4,4 см; футляр 2,5 × 8,8 × 7,1 см
Клейма: мастера — «ФА»; тройник Санкт-Петербургского окружного пробирного управления — женская голова в кокошнике, обращенная влево,с пробой для изделий из золота — «56» и инициалами управляющего округом А. Романова — «АР»; процарапанный фирменный инвентарный номер — «15419»

Золотое, с зеленой гильоше-эмалью двухстворчатое зеркало-кулон выполнено известным петербургским мастером Федором Алексеевичем Афанасьевым. Источники указывают, что он был выходцем из крестьян, учился, а затем, возможно, работал подмастерьем у знаменитого петербургского ювелира Карла Бока1, после чего открыл небольшую мастерскую, работавшую на фирму Карла Фаберже. Клейма царской фирмы нет на данном предмете, который, тем не менее, имеет ее процарапанный фирменный инвентарный номер.

В мастерской Ф. Афанасьева исполняли небольшие предметы из золота и серебра: миниатюрные коробочки, мундштуки, флаконы и печатки, нередко украшенные эмалью по гильошировке. Примером может служить изысканная коробочка с малиновой гильоше-эмалью из коллекции великого князя Михаила Александровича, приобретшего ее в лондонском магазине Фаберже в 1910 году (Ermitage Ltd., London)2. Коллекция А. Денисова-Уральского в Пермском государственном университете свидетельствует, что Ф. Афанасьев делал множество золотых «косичек» (петелек) для миниатюрных яиц-брелоков, выточенных из поделочных камней другими мастерскими, например, предприятием А. К. Денисова-Уральского. Но, помимо драгоценной галантереи и ювелирных изделий, мастер выполнял и художественные фантазийные объекты из серии objets de fantaisie.

В государственных музеях Российской Федерации произведения мастера единичны, поэтому мы считаем зеркало своего рода редкостью. К тому же данный предмет являет собой один из лучших образцов его творчества. Зеркало отличается элегантным, рафинированным дизайном, многообразными, сложными ювелирными техниками и безукоризненным исполнением. Для украшения предмета использована гильоше-эмаль, шамплеве-эмаль и тончайшая гравировка в стиле Людовика ХVI. Предмет состоит из двух равных частей на шарнире и имеет форму квадрифолия. Внутри помещено зеркало. Внешние стороны створок покрыты светло-зеленой эмалью изыканного бериллового оттенка по гильошированному рисунку волнистых лучей, исходящих от центра, где гравирована корзинка с розами и другими цветами, которые плавной гирляндой спускаются вниз. От корзинки отходят симметрично в стороны две провисающие гирлянды. Вся эта композиция как будто подвешена на банте с двумя изогнутыми петлями и отходящими в стороны плавно изогнутыми концами. Внешняя сторона второй створки украшена аналогичным образом, только в центре находится точка, из которой исходят волнистые лучи. По краю створок — тонкая полоска опаковой белой выемчатой эмали и выступающий бортик, декорированный чередующимися эмалевыми выпуклыми горошинами и овалами с прозрачной изумрудной эмалью. Таким же образом декорирована и петля для подвешивания.

Зеркало-кулон помещено в подлинный футляр из светлого дерева с замком из металла, имеющий бархатный бежевый ложемент и кремовый шелк на крышке с тисненой черной краской маркой: «Фаберже // С. Петербургъ // Москва, Лондонъ» под государственным гербом. Футляр дополнительно подтверждает подлинность предмета, являясь своего рода паспортом вещи.

 


1 Habsburg G. von. Fabergé. Imperial Craftsman and his world. London, 2000. С. 284.
2 Габсбург Г. фон, Лопато М. Фаберже: придворный ювелир. Вашингтон — Санкт-Петербург, 1993. С. 157.