Войти / Регистрация

Бонбоньерка, в футляре

Лот №19
Закрытие лота: 07.12.2023
  • Год: 1891
Санкт-Петербург, 1891 г.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Горный хрусталь, золото, серебро, алмазы, рубин; резьба по камню, литье, чеканка, полировка, закрепка, монтировка
Высота 4 см, ширина 5,6 см; футляр: высота 5 см, ширина 8,7 см
Клейма: «Фаберже» (обрезано), мастера — «М.П.»; двойник Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: проба для изделий из золота — «56» с гербом города — скрещенными якорями и скипетром (обрезан); процарапанный фирменный инвентарный номер — «41575»
Табакерка в форме раковины в золотой оправе исполнена в мастерской Михаила Евлампиевича Перхина в 1891 году (датировка на основании номера) и повторяет французские табакерки второй половины XVIII века. Вещи, исполненные в стиле Людовика XV, были популярны среди заказчиков фирмы в конце XIX — начале ХХ века. Мастера эпохи барокко очень любили природные изогнутые формы, поэтому часто использовали раковины или производили имитировавшие их изделия. Другая табакерка с близкой по стилистике золотой оправой находится в собрании Государственного Эрмитажа и была на выставке «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела» в Московском Кремле в 2011 г.1
Мастера фирмы Фаберже использовали горный хрусталь высочайшего качества из уральских месторождений. Абсолютно прозрачный камень выгодно отличает такие изделия от предметов предыдущих эпох, когда мастера нередко позволяли себе выбирать камень с включениями даже для значительных заказов. Работа с горным хрусталем очень сложна. «Хрупкость его требовала от мастера особого искусства, и оправа его поручалась лишь очень опытным мастерам. Не вынося ни малейшего нагревания, оправы его никогда не спаивались даже оловом, а собирались заклепками и иными способами», — писал о таких работах Франц Бирбаум2.
Дополнительную ценность предмету придает и наличие подлинного футляра из клена «птичий глаз» с зеленым бархатным ложементом и кремовым шелком на внутренней стороне крышки, на котором вытиснена марка «К. Фаберже.» под двуглавым орлом. Предметов, сохранившихся в собственных футлярах, до нашего времени дошло не слишком много, особенно среди ранних работ фирмы.

1 Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России / Авт. вступ. ст. и сост. кат. Т. Н. Мунтян. М., 2011. Кат. 84. С. 110.
2 История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П. Бирбаума / Публ. Т. Ф. Фаберже, В. В. Скурлова. СПб., 1993. С. 29.