Рамка
Санкт-Петербург, 1896—1897 гг.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Цветное золото, нефрит, выемчатая эмаль, слоновая кость; выпиловка, чеканка, гравировка, резьба по камню, монтировка
7,8 × 6,4 см
Клейма: фирмы — «Фаберже»; мастера — «М.П»; двойник Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: проба для изделий из золота — «56» с гербом города — скрещенными якорями и скипетром; знак удостоверения Санкт-Петербургской городской пробирной палатки: герб города — скрещенные якоря и скипетр; процарапанный фирменный инвентарный номер — «54482»
Рамка прямоугольной формы состоит из четырех нефритовых пластин, соединенных на лицевой стороне диагональными золотыми полосками. Внутреннее прямоугольное отверстие обрамлено фризом чередующихся белых эмалевых горошин и вытянутых овалов, покрытых прозрачной красной эмалью. Внешнее отверстие украшено лиственным фризом из матовых зеленых листьев с прожилками и квадратными лиственными розетками из матового розового-сиреневого золота в уголках. Сзади отверстие закрыто прямоугольной пластиной из слоновой кости, к которой прикреплена ножка на шарнире, расширяющаяся книзу, состоящая из изогнутых линий и восьми завитков. Сверху к шарниру прикреплено кольцо для подвешивания.
Рамка создана в мастерской Михаила Перхина (1860–1903), уроженца деревни Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Примерно в возрасте 18 лет Михайла Евлампиев уехал из родной деревни в Санкт-Петербург учиться ювелирному делу. В возрасте 23 лет в 1884 году он подал прошение в Ремесленную управу Санкт-Петербурга с просьбой записать его «навечно» в подмастерья Серебряного цеха. В этом же году он женился на дочери известного ювелира Владимира Финикова, работавшего для придворной фирмы «К. Э. Болин». В 1886 году он получил звание мастера, имел по правилам домохозяйство и подмастерье Генриха Вигстрема1. В 1884 году был записан подмастерьем по золотых дел мастерству Петербургской ремесленной управы, а в 1886 году был приглашен работать на фирму Карла Фаберже. В 1888 году Михаил Евлампиевич возглавил собственную мастерскую, которая выполняла основные заказы царской фирмы Фаберже, чьим главным мастером он стал. С 1895 года стал купцом 2‑й гильдии и личным почетным гражданином. В его мастерской были исполнены до 1903 года почти все пасхальные яйца по заказу императоров и частных лиц, а также другие значительные заказы августейших особ, большей частью уникальные, фантазийные произведения. Помимо подобных изделий мастерская М. Перхина выпускала ювелирные украшения, драгоценные часы, портсигары, бонбоньерки, ножи для бумаги, набалдашники тростей, ручки зонтиков и другие вполне утилитарные предметы. Особенно много мастерская производила рамок для миниатюр и фотографий с использованием разных материалов и техник, в популярных на тот или иной момент стилях и модных направлениях.
Увеличение выпуска подобной продукции было результатом растущей популярности особого и довольно нового вида искусства — фотографии. Известно, как была увлечена живописью «без кисти и красок» супруга Николая II императрица Александра Федоровна, сделавшая множество снимков своей семьи, члены которой тоже имели персональные фотографические камеры фирмы «Кодак». Если посмотреть на списки изделий фирмы Фаберже, выполненных для царских семей Александра III и Николая II, а также для великих князей, то можно увидеть, что рамки, помимо ювелирных украшений, преобладают над всеми другими видами разнообразной и многочисленной продукции, как петербургских мастерских, так и московской фабрики Карла Фаберже2.
1 Скурлов В., Фаберже Т., Демкина Е., Квашнин С. Михаил Перхин. Ювелир фирмы Фаберже. СПб., 2011. С. 5–18.
2 Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Том IХ. Изделия фирмы Фаберже конца ХIХ — начала ХХ века. Особая кладовая. Выпуск I. С. 159, 195.