Шкатулка с изображением пейзажа на фоне горы Фудзи
Мастерская Комаи (яп. 駒井)
Япония, Киото, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Железо, золото, серебро; литье, шлифовка, инкрустация, патинирование
10,6 × 7,5 × 4,6 см
С экспертным заключением
Еще одно произведение, созданное в мастерской Комаи — великолепный образец, демонстрирующий высочайший технологический уровень ее мастеров. Шкатулка выполнена из железа, имеет откидную крышку, инкрустирована золотом различных оттенков и серебром в технике нуномэдзоган. Установлена на четыре небольшие ножки, имеющие форму навершия жезла жуи (жезл исполнения желаний). Внутреннее пространство коробки позолочено.
Мастером-ювелиром воссоздан классический сюжет японской живописи — пейзаж с горой Фудзи, изображенный на крышке шкатулки, и благопожелательные символы «трех друзей зимы» — на ее боковых сторонах. Каждое изображение окружено орнаментальным поясом из узора саягата — буддийского символа, означающего долголетие. В центре пейзажа — берег озера с домиками и соснами, рядом — одинокий путник, стоящий на берегу, и плывущая парусная лодка. Фигурка человека миниатюрна по сравнению с величественной природой. На дальнем плане — священная гора Фудзи с заснеженной шапкой. Боковые стороны коробки украшены изображениями сосны, бамбука и сливы — «трех друзей зимы», которые еще с древних времен входят у японцев в благопожелательную систему, символизируя долголетие, стойкость, силу духа.
На дне шкатулки имеется инкрустированная подпись мастерской Комаи, состоящая из девяти иероглифов, заключенных в квадрат с изображенной над ним стрекозой (фирменным знаком мастерской), — «日本国京都住駒井製» (Нихон коку Кёто дзю Комаи сэй), что в переводе означает «Япония, Киото, сделано Комаи».
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. I. London: The Kibo Foundation, 1995. No 13–36.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 – 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 120–129.