Войти / Регистрация

Шкатулка с изображением горы Фудзи

Лот №228
Закрытие лота: 23.05.2024
Эстимейт: 600 000 - 800 000 

Мастерская Андо (яп. 安藤)
Япония, Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, серебро, эмали
5,5 × 13,6 × 10,2 см
С экспертным заключением

Коробка с полностью снимающейся крышкой с серебряными кантами по краям. Покрыта полупрозрачной эмалью темного желто-зеленого «цвета травы» — куса-иро. На крышке в бесперегородчатой технике эмалирования мусэн-сиппо изображена заснеженная вершина горы Фудзи, возвышающаяся над облаками.

Мусэн-сиппо (яп. букв. «бесперегородчатая эмаль») — новаторская техника эмалирования, изобретенная японскими мастерами около 1880 года. На начальном этапе работы техника мусэн-сиппо схожа с перегородчатой эмалью: мастер так же рисует узор и выкладывает проволоку по его контуру на поверхности произведения, заполняя клуазоны эмалевым порошком. Однако перед самым обжигом проволочные перегородки удаляют. В результате спекания эмалей получаются мягкие узоры с размытыми, нечеткими границами. Этот прием очень хорош для создания живописных пейзажных изображений. В работах мусэн-сиппо стало возможно развитие приема бокаси (плавного перехода от одного цвета к другому) или приема затенения (перехода оттенков эмали от светлых к темному).

Гора Фудзи для японцев является символом страны. Гору называют «Фудзи-сан», где иероглиф «сан» означает «гора», а также звучит как именной суффикс, несущий оттенок почтения и уважительности. Фудзи расположена в национальном парке Фудзи-Хаконэ-Идзу, общей площадью более тысячи квадратных километров. В его состав входят район вокруг горы Фудзи (гора Фудзи, пять озер у ее подножия), район Хаконэ, известный своими горячими источниками, и полуостров Идзу. Главными достопримечательностями этой местности являются сама гора Фудзи, а также водопады, горные озера, древнейшие буддийские и синтоистские храмы и горячие источники, куда с древних времен приходили монахи, придворные, самураи и простые путешественники, чтобы искупаться в целебных водах.

Произведение находится в идеальном состоянии и имеет на донце марку мастерской Андо в виде четырех лепестков в круге, созданную тончайшими серебряными перегородками.

Бизнес-карта мастерской Андо
Бизнес-карта мастерской Андо, 1905 год

Аналогии:

1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 50–66.

2. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. London: The Kibo Foundation, 1995. No 37–57.

3. Irvine G. Japanese Cloisonné Enamels. London: V & A Publishing, 2011. No 44–51, 60–73.

4. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Музеи Московского Кремля: 2017. Стр. 3, 4, 250, 251, 255.

5. Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили. Каталог выставки 8 декабря 2009–14 марта 2010 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2010. Стр. 81.