Парные вазы с изображением цапель
Мастер Гонда Хирацукэ (яп. 権田広助)
Япония, Нагоя, период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, эмали
Высота 77 см
С экспертным заключением
Крупные парные вазы овоидной формы с горлами-раструбами украшены эмалями в бесперегородчатой технике мусэн-сиппо. По всей окружности тулова ваз на нежно-голубом фоне изображены белоснежные цапли. Цапля является одним из самых популярных пернатых в Японии. Ее связывают с хранением домашнего очага, традиционных церемоний и ритуалов. Цапля олицетворяет такт и деликатность, так как она взлетает, не замутив воды. Также цапля означает приход весенней поры и изменения в жизни к лучшему. Это птица рассвета: стоя в воде, первая встречает и приветствует утреннюю звезду. В Китае изображение цапли (лу, лю) по созвучию со словами «путь» и «восхождение» служит пожеланием: «Пусть всегда на твоем жизненном пути будет восхождение».
На донцах ваз, среди серебряных завитков узора грома, разноцветными эмалями выполнена марка «Гонда» — знак слоговой японской азбуки «コ» («ко»), изображенный внутри «пламенеющей жемчужины мудрости» ходзю. Эта марка принадлежала мастерской известного эмальера Гонда Хиросукэ (яп. 権田広助, 1865–1937) — разностороннего мастера, успешно экспериментировавшего в различных техниках эмалирования (юсэн-сиппо, мусэн-сиппо, сётай-сиппо, гимбари-сиппо, томэйю-сиппо и других) и в разных художественных направлениях. Живописная манера сочеталась с орнаментальным декором, выполненным с ювелирным использованием тончайших перегородок, а также с новаторскими изобретениями японских эмальеров того времени.
Работы Гонда Хиросукэ были удостоены призов и медалей на внутрияпонских выставках в 1896-м, в 1898-м, в 1900-м годах и на многих международных выставках: в Париже в 1889 году (бронзовая медаль), Чикаго в 1893 году и Сент-Луисе в 1904-м (серебряная медаль), Льеже в 1905-м (золотая медаль).
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. London: The Kibo Foundation, 1995. No 60–64.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 84–89.
3. Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили. Каталог выставки 8 декабря 2009–14 марта 2010 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2010. Стр. 81.
4. Irvine G. Japanese Cloisonné Enamels. London: V & A Publishing, 2011. С. 50.
5. 美術画報 六編巻五 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol VI. № 5]. — Tokyo: Gahosha, 1899.
6. 美術画報 六編巻十 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol VI. № 10]. — Tokyo: Gahosha, 1900.
7. 美術画報 七編巻十 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol VII. № 10]. — Tokyo: Gahosha, 1900.