Парные вазы с изображением сюжета из истории о сорока семи ронинах
Япония, Овари, период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, серебро, эмали
Высота 59 см
С экспертным заключением
Крупные вазы овоидной формы, с короткими горлами, увенчаны крышками с шарообразными навершиями. Декорированы перегородчатыми эмалями юсэн-сиппо с серебряными и медными перегородками. По тулову каждой вазы с трех сторон размещены большие овальные картинные картуши, в которых отображены парные сюжеты с изображением маленьких желтоголовых корольков среди пышных китайских пионов и цветущей сакуры, порхающие бабочки среди цветущих лилий, хризантем и вьюнов и отважные воины — ронины из известной истории о сорока семи ронинах — самураях, отомстивших за смерть своего господина.
Драматичная история о верности, мести и чести на протяжении нескольких столетий являлась важной частью японской культуры. События реальной жизни легли в основу многочисленных пьес, самой знаменитой из которых является Канадэхон Тюсингура, созданная в 1748 году первоначально для кукольного театра бунраку. История о верных ронинах по-прежнему находит отражение в культуре — от театральных постановок Кабуки до книг и фильмов в Японии и на Западе.
В 1702 году высокопоставленный самурай Кира Ёсинака своими действиями спровоцировал даймё Асано из Ако обнажить свой меч во дворце сёгуна. Поскольку обнажение меча было строжайшим образом запрещено, за свой проступок Асано был вынужден покончить с жизнью. Он совершил ритуальное самоубийство (сэппуку), его имущество было конфисковано, а все его вассалы стали ронинами — самураями, оставшимися без господина. Сорок семь из них объединились и в течение нескольких лет продумывали план мести. Подготовившись и переодевшись в пожарных, чтобы не привлекать внимание, они напали на имение Киры Ёсинака и отрубили ему голову. Впоследствии все ронины были также приговорены к ритуальному самоубийству, что в их ситуации стало почетной смертью.
Пространство между живописными панелями заполнено традиционным орнаментом хосогэ-каракуса-мон (древняя цветочная арабеска с вымышленным цветком, в обрамлении завитков травы каракуса «китайская трава»). Оплечье, горло, крышки и основание ваз акцентированы орнаментальными поясами. Вазы выполнены в конце XIX века в провинции Овари на высоком художественном и технологическом уровне и несмотря на свой возраст и размер находятся в идеальном состоянии.