Ваза в стиле Кё-Сацума с изображением народных гуляний
Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; подглазурный кобальт, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 20 см
Еще одно произведение, созданное в знаменитой мастерской Кинкодзана. Небольшая ваза овоидной формы с практически прямым оплечьем и узким горлышком расписана в комплексной технике, сочетающей подглазурный кобальт, роспись железными красками, полихромными эмалями и позолоту. С двух сторон вазы в больших живописных картушах под сплошным узором из цветов даны многофигурные композиции. На одном из них изображена группа девушек и мальчиков карако (символов сыновьей почтительности и культа поклонения предкам), играющих в игру ханэцуки — японскую разновидность известного во всем мире бадминтона. В Японии традиционно было принято играть на новогодних праздниках. На обратной стороне вазы изображены гуляющие горожане и мальчики, запускающие змея. Запуск воздушных змеев — еще одно традиционное развлечение японцев. В Японию воздушные змеи были завезены из Китая, и поначалу их запуск был частью религиозных обрядов. Считалось, что воздушные змеи — связующие звенья между человеком и божествами, а с их помощью можно было защититься от зла и бедствий, вознести богам благодарность за успехи. Японские воздушные змеи всегда отличались яркими красками и сюжетными рисунками. На них изображались самураи, народные герои, животные. Всенародным развлечением змеи стали тогда, когда, помимо любимого вида игр детей самураев и аристократов, они стали неотъемлемой частью многих праздников и веселья для всех остальных горожан.
Кинкодзан в конце XIX стали родоначальниками типа декора, который позднее распространился в другие мастерские: сочетание подглазурного кобальта глубокого синего цвета с декором золотом и резервами с полихромной живописью. Этот роскошный, парадный декор произведений Кинкодзан заслужил самую высокую оценку за рубежом. Несмотря на сложность датировки сацумских произведений, такие работы можно отнести к самому концу XIX — началу XX века — отдельные предметы были выставлены на Всемирной выставке в Луизиане, Сент-Луис, проходившей в 1904 году.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan, Volume V, Earthenware, Part II. London: The Kibo Foundation, 1995. № 160.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. № 109–116.