Александр Николаевич Бенуа «Гостинная А. А. Попова в Париже»
Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
1930 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель
26,5 × 34 см; в раме — 42,5 × 52 см
Слева внизу подпись и дата: Александр Бенуа. 1930. VII
Провенанс: Sotheby’s, London, 13 February 1986, lot 146; коллекция Лили и Эдмонда Дж. Сафра, Нью-Йорк / Монако / Женева; Sotheby’s, New York, 18 October 2011, lot 293; частная коллекция, Москва
Акварель создана выдающимся русским художником эпохи Серебряного века А. Н. Бенуа, с 1926 года проживавшим во Франции. На ней показана гостиная в парижской квартире А. А. Попова — русского историка искусства и собирателя, основателя легендарной антикварной галереи напротив Елисейского дворца в Париже. Так как А. Н. Бенуа и А. А. Попова связывала многолетняя дружба, то можно предположить, что художник написал акварель в подарок своему другу, сделав акцент на двух основных увлечениях коллекционера — русском фарфоре XVIII века и русских акварельных портретах XIX века. Позднее, в 1945 году, интерьер квартиры А. А. Попова в Париже запечатлел внучатый племянник А. Н. Бенуа — художник А. Б. Серебряков.
Александр Александрович Попов (1885–1964) — кадровый офицер, участник Первой мировой войны. Поэт. Историк искусства. Коллекционер. В 1919 году эмигрировал во Францию. В 1920 году открыл в Париже антикварный магазин «Galerie A. Popoff & Cie», оказавшийся на долгие годы центром притяжения русской художественной эмиграции. А. А. Попов близко дружил с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, З. Е. Серебряковой, Н. С. Гончаровой, С. В. Чехониным, С. А. Сориным, Д. Д. Бушеном, многие из них выставляли в галерее свои работы.
- Александр Николаевич Бенуа (1870, Санкт-Петербург — 1960, Париж) — живописец, график, художник театра и кино. Пейзажист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в семье архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885–1890) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1890–1894). В 1887 году состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, брал уроки у брата — художника А. Н. Бенуа. В 1896–1899 и 1905–1907 годах жил в Париже. Идейный руководитель организованного С. П. Дягилевым объединения «Мир искусства». Основатель и редактор журнала «Художественные сокровища России» (1901–1903). С 1899 года работал в области книжной иллюстрации, один из основателей новой русской школы книжной графики. В 1900 году дебютировал как художник театра. С 1907 года руководил (вместе с С. П. Дягилевым) организацией «Русских сезонов» в Париже. Главный художник Московского художественного театра (1913–1915). Хранитель картинной галереи Эрмитажа (1918–1926). В 1919–1924 годах сотрудничал с петроградскими театрами. В 1926 году эмигрировал во Францию. Жил в Париже, работал в основном в области сценографии, оформлял спектакли для многих театров Европы, сотрудничал с русскими антрепризами. На протяжении жизни много путешествовал по Европе. Автор воспоминаний, оставил большое эпистолярное наследие. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства и других собраниях.