Скульптура «Щелкунчик»
2021 г., Екатеринбург
Камнерезная студия «Рифей»
Мастер: Иван Новиков
Обсидиан, белый кварц, долерит, кахолонг, кремлевская яшма, афг анский лазурит, родонит, горный хрусталь, бирюза, окаменелое дерево, серебро; объемная мозаика, родирование, позолота
Высота с подставкой 42 см, ширина/глубина 16 см
Одно из самых известных произведений классика немецкого романтизма Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Щелкунчик и мышиный король» (1816), уже более двухсот лет вдохновляет художников, музыкантов и сценаристов разных стран. Свою камнерезную интерпретацию образа Щелкунчика предлагает команда уральской студии «Рифей», создавшая произведение в 2021 году прямо под Рождество.
Скульптура довольно массивна и выполнена в классической уральской технике объемной мозаики, когда каждая деталь вырезается из подходящего по цвету и фактуре камня, позднее соединяясь в единую композицию.
Решительный настрой запертого в «каменном теле» юноши эффектно передается через контрасты резкого и нежного. Мы видим активно-кирпичного цвета камзол с треуголкой (кремлевская яшма), геометрию рубленных форм и идеально-армейскую симметрию. Но одновременно отметим, как окаменелое дерево телесного оттенка (лицо героя) дополняется молочно-голубой бирюзой глаз и нежными щечками из родонита и обрамляется удивительным полупрозрачным льдистым кварцем локонов с месторождений Урала, напоминающим тактильно парафин. Акцентами в скульптуре выступают молодцеватый взмах позолоченных перьев на шляпе и рассыпанные по одежде и прическе лазуритово-синие искры.
Фигура Щелкунчика поставлена на кубическое основание из льдистого кварца и серого обсидиана с переливами (эффект, который называется «иризацией»). Постамент украшен орнаментами из покрытого темным родием серебра, и одновременно служит рождественской подарочной коробкой. В спину фигуры вмонтирован рычажок, нажатие которого открывает Щелкунчику рот. Крупные квадратики-зубы из идеально-белого кахолонга сомкнуты в напряжении. Кажется, будто сейчас прозвучит «раз-два!» и фигурка сдвинется с места.