Войти / Регистрация

Окимоно «Ямауба и Кинтаро»

Лот №13
Закрытие лота: 24.11.2022
Цена: 640 000
Ставка Логин Время

Мастер Отисима (яп. 落島)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 16 см
С экспертным заключением

Окимоно изображает сидящего на олене мальчика-силача Кинтаро, позади которого стоит его мать Ямауба.Одной рукой поддерживая ребенка, другой рукой она обхватила корзину, полную спелых плодов хурмы и винограда. Рядом уселись две любопытные обезьянки.

Согласно одной из легенд, Кинтаро был сыном самурая Кинтоки, оклеветанного и впавшего в немилость придворе. Его жена Яэгири, после скоропостижной смерти мужа опасавшаяся его врагов, скрылась в горах Асигара.Там она родила мальчика, назвав его Кинтаро («Золотой мальчик»). С детства Кинтаро обладал необыкновенной силой и уже к восьми годам стал сильным, как взрослый мужчина. Мать дала Кинтаро топор, и он стал ходить помогать лесорубам. Прослышав о недюжинной силе мальчика, в народе его прозвали «Удивительным ребенком», а его мать стала известна как Ямауба («Горная женщина»), поскольку никто не знал о том, что она происходит из знатного рода.
Кинтаро нашел друзей среди лесных обитателей и мог понимать звериный язык. Поэтому он часто изображается в окружении различных животных. Впоследствии Кинтаро был найден самураем Садамицу, служившим знаменитому военачальнику Минамото-но Ёримицу (Райко, 944–1021). Ему был дан приказ ходить по стране и искать сильных и ловких мальчиков, из которых могут получиться хорошие самураи. Кинтаро пошел на службу к Ё римицу, овладел самурайскими искусствами и в результате стал одним из самых сильных и храбрых воинов Японии.

На дне произведения выгравированы два иероглифа «落島刀», читающиеся как «выгравировал Отисима».
Мастер Отисима принадлежит к направлению резчиков нэцукэси, создававших ранее миниатюрную скульптуру нэцкэ и переквалифицировавшихся в конце XIX века в резчиков окимоно в связи с возникшим спросом на последние среди иностранцев. Эти мастера, создавая окимоно, не утратили своего классического подхода нэцукэси к тщательной обработке поверхности материала, тонкости проработки и внимания к мельчайшим деталям, получив для своего творчества больше поверхности, чем позволяла миниатюрная нэцкэ. Работы нэцукэси отличал реализм исполнения и характерная для японской миниатюрной пластики целостная композиция. Мастера нэцукэси создавали окимоно из единого куска материала, с присущей нэцкэ компактностью, которую не нарушают тонко подмеченные и реалистично исполненные детали.