Лот №20
24.11.22

Парные вазы с изображением ласточек на ветвях нандина

Эстимейт
1 300 000 - 1 500 000 ₽

Описание

Мастерская Андо (яп. 安藤)
Япония, Нагоя, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, серебро, эмали
Высота 37 см
С экспертным заключением

Настоящее произведение является прекрасным образцом японских художественных изделий с эмалевым декором периода Мэйдзи и представляет собой парные декоративные вазы овоидной формы с коротким горлом, оканчивающимся небольшим валиком. Основа ваз выполнена из медного сплава, декор — в технике перегородчатой и бесперегородчатой эмали. Донце и устье окантованы серебром. На нежном бежевом фоне тулова ваз изображена пара ласточек цубамэ, сидящих на ветвях кустарника нандина.

Техника эмалирования пришла в Японию из Китая в VIII веке, но «Золотым веком» японских эмалевых произведений считается именно период Мэйдзи, когда усилия местных мастеров и развитие технологических процессов привели к созданию уникального национального стиля эмальерного искусства, узнаваемого и высоко оцененного во всем мире. Дорогие материалы, сложная технология, требующая ювелирной точности и виртуозности исполнения, сделали произведения с эмалевым декором уже в конце XIX века желанным объектом коллекционирования как для японских знатоков, так и для ценителей на Западе. Изящество оформления, поэтичность образов и уникальная насыщенная цветовая палитра японских эмалей позволяют говорить об их высоких художественных достоинствах и заметном месте в истории японского искусства.

На донцах обеих ваз — марка мастерской Андо в виде четырех лепестков в круге. Крупнейшая компания в Нагое — мастерская Андо (яп. 安藤) — отличалась высоким уровнем производства и была признана самым преуспевающим и долговечным японским предприятием по изготовлению эмалевых произведений. Изящные и совершенные эмали Андо обрели международную известность после Всемирной выставки 1893 года в Чикаго. Впоследствии на всех основных международных экспозициях они не оставались без внимания, получая множество призов, медалей и дипломов. Вот лишь малая часть наград, которых была удостоена мастерская: почетные призы на выставках в Париже в 1900 году и Глазго в 1901‑м; серебряная медаль на Пятой международной выставке в Осаке в 1903 году; главный почетный приз на выставке в Сент-Луисе в 1904 году; главные призы на выставках в Льеже в 1905 году и Милане в 1906‑м; золотые медали выставок в Лондоне в 1911 году и Сан-Диего в 1915‑м и т. д. C 1900 года компания Андо стала официальным поставщиком императорского дома Японии. В настоящее время музеи Андо в Токио, Нагое и Осаке включены в список основных городских достопримечательностей.

Бизнес-карта мастерской Андо, 1905 г.
Бизнес-карта мастерской Андо, 1905 г..

Вазы отличаются высоким художественным и технологическим уровнем изготовления, поражают своей детальной проработкой изображений и находятся в идеальном состоянии.
Являются культурной ценностью и имеют музейное значение.

Аналогии:
1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 50–66.
2. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. III. London: The Kibo Foundation, 1995. № 37–57.