Лот №25
24.11.22

Окимоно «Обезьяны разрывают летучую мышь»

Эстимейт
600 000 - 700 000 ₽

Описание

Япония, Токио, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото; литье, гравировка, золочение, патинирование
18,8 × 20 см
Печать: Нихон куни Маруки сэй (создано Маруки, Япония)
С экспертным заключением

Настоящее произведение — прекрасный образец японской металлической пластики эпохи Мэйдзи (1868–1912), выполнено из бронзы в технике литья и декорировано гравировкой, инкрустацией золота и патинированием, создающими рельефный декор и различную фактуру поверхности. Произведение представляет собой изображение играющих обезьян в горах, поймавших летучую мышь. Две обезьянки не могут ее поделить и тянут за крылья каждая себе. Забавная мордочка мышки выражает крайнее удивление.

Произведение принадлежит к популярной экспортной торевтике периода Мэйдзи — серии «изображение животных». Японских изготовителей фигур животных вдохновил пример французских мастеров-анималистов XVIII века. Японский реализм в изображении фигур и поразительная точность в отображении даже самых мелких деталей поразили как простых обывателей, так и людей, близко знакомых с данным видом творчества. Лучшие из мастеров-анималистов Японии создавали превосходные работы, имевшие ошеломительный успех на Западе. Высокое качество работ объяснялось вековым соблюдением традиций искусного декорирования металлических изделий в Японии.

Изображения обезьян символичны в японской культуре и искусстве. Обезьяна любит подурачиться, и японцам она по душе. В странах Востока обезьян часто почитали как божественных существ. В Индии их отождествляют с храбрым Хануманом, героем, обладавшим необычайной силой. В Китае считали, что лошади не будут болеть, если держать обезьяну в конюшне. Летучая мышь также является благопожелательным символом. Сама семантика сочетания слов «летучая» и «мышь» по-китайски означает «счастье». Летучие мыши были крайне популярны в Японии, поскольку под влиянием китайской культуры эти создания рассматривались как символ удачи и часто изображались на тканях кимоно, на керамике и бронзе.

Реклама компании «Маруки», 1894 г.
Реклама компании «Маруки», 1894 г.

На произведении имеется отлитая квадратная печать, на которой написано «Нихон куни Маруки сэй» (яп. 日本國丸喜製). Печать переводится как «Япония. Произведено Маруки».
Маруки (яп.丸喜) — известная токийская компания, поставлявшая бронзовые произведения и скульптуры из слоновой кости на экспорт в конце XIX — начале XX века. На компанию трудились известные мастера того времени. Они создавали высококачественные произведения, обычно среднего и крупного размера из монохромной бронзы, иногда с добавлением небольших инкрустаций другими металлами, золочения и серебрения. Мастера компании Маруки создавали оригинальные произведения, особое внимание уделяя качественному бронзовому литью, используя в декоре национальные мотивы и современные веяния, а также учитывая пожелания иностранных покупателей. Работы компании Маруки всемирно известны, очень ценны и редки и находятся в известных мировых коллекциях.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне, искусной моделировке соответствует блестящая поверхностная отделка, а шероховатая поверхность скульптуры, имитирующая шерсть обезьянок, контрастируя с их гладкими мордочками, притягивает взгляд. Скульптура отличается великолепной сохранностью и представляет собой высокую историко-культурную ценность.

Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. London: The Kibo Foundation, 1995. № 97, 103.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист: 2016. С. 94–97.