Лот №32
24.11.22

Парные вазы с изображением цветов

Эстимейт
700 000 - 800 000 ₽

Описание

Мастер Масаюки (яп. 眞之) и мастер Харумаса (яп. 春正)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Серебро, эмаль; чеканка, гравировка, золочение
Высота 17 см
С экспертным заключением

Парные вазы выполнены из патинированного серебра методом чеканки и декорированы полихромными эмалями. Тулова выполнены в форме мешков богатства, установленных на длинные тонкие ножки, переходящие в широкие квадратные основания. Поверхность украшена изображением цветов и птиц, выполненных эмалями и филигранью. Изображение цветов расположено по всей поверхности ваз и не связано рамками плоскостей, как бы являясь фрагментом живописного свитка. Ножки акцентированы стилизованными растительными узорами, заключенными в клуазоны из напаянной серебряной проволоки, которые заполнены эмалями нежных оттенков.

На одной из ваз изображены цветы глицинии и порхающая над ними ласточка. Изысканные стихи о любви, утонченные манеры, привкус светлой печали по хрупкому, уходящему счастью — все это в культурной традиции Японии связано с нежными кистями глицинии. По-японски она называется фудзи, как и главная гора Японии. Естественно, это не могло не отразиться в искусстве и литературе. Цветы спускаются с веток длинными рядами, напоминающими струящиеся волны, отчего их называют фудзинáми («волны фудзи»), что стало их вторым названием и особым поэтическим сравнением и образом.

Волны глициний…
Если бы не ветер поющий
В кроне сосны
Гадал бы
Что опорой служит чудным цветам.

(неизвестный автор)

Вторая ваза украшена изображением цветов ириса. В Японии их высаживают рядом с прудами в парках и при синтоистских храмах. За удивительную благородную форму и переливчатость окраски ирис называют грунтовой орхидеей. Этот цветок наравне с хризантемой украшает японские сады начиная с IX века. В период цветения ирисами украшают прически, одежду, интерьеры домов, предметы быта. Кроме того, название этого цветка в Японии — омоним слова «успех».

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Отличительной особенностью является виртуозная техника исполнения задуманных образов и удивительный живописный эффект, получаемые приглушенным блеском патинированного серебра, красотой цветных эмалей в сочетании с рельефными накладками и тонкой филигранью. Богатство ювелирных приемов наряду с блестящей моделировкой отдельных эмалевых элементов рождает гармонию реализма и декоративного совершенства.

Произведение является уникальным образцом японского искусства периода Мэйдзи, представляет собой историко-художественную ценность и может быть рекомендовано для приобретения в музейную коллекцию.