Лот №33
24.11.22

Миниатюрная декоративная ширма

Эстимейт
250 000 - 300 000 ₽

Описание

Мастера Мицуёси (яп. 光義) и Ёситама Китидзо (яп. 吉玉橘造) для компании «Ногава» (яп. 能川)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Сплавы, золото, серебро, медь; литье, гравировка, инкрустация, патинирование
Высота 10 см
С экспертным заключением

Миниатюрное ювелирное произведение выполнено в форме японской четырехстворчатой ширмы — настольного экрана. Создано из японских сплавов и украшено техникой плоской инкрустации металлами, гравировкой, золочением и искусственным патинированием в традиционном японском стиле декорирования металлов иро-э («цветная картина»).
Экран состоит из четырех соединенных между собой тонких створок, в верхней части выполненных из сплава сякудо , в нижней — из сплава сибуити. Створки украшены инкрустацией в технике плоского рельефа золотом, серебром, сплавом сякудо, сибуити и медью акаганэ.
Экран украшен излюбленным мотивом японской живописи катё («цветы и птицы») — живописным изображением цветов разных сезонов, бабочек и птиц. Обратная сторона ширмы полностью покрыта толстым слоем позолоты, на котором гравировкой в технике катакирибори («гравировка кистью») изображен пейзаж с буддийским храмом, парусной лодкой и возвышающейся на дальнем плане горой Фудзи.

История ширм в Японии довольно длинная. Первые ширмы пришли из Китая примерно в VII веке и мгновенно стали популярны. Существовали как огромные ширмы, размещаемые в дворцовых залах, так и крошечные настольные. В традиционном минималистическом интерьере ширма была как функциональной, так и декоративной. Экраны стали предметом декора домов, их создавали и расписывали знаменитые художники, специально для укра-шения ширм слагались стихи. Более того, роспись на ширмах стала важной частью изобразительного искусства Японии.

В мастерской Ногава. Фотография. 1890-е.
В мастерской Ногава. Фотография. 1890-е.

На левой створке стороны с цветами имеется подпись из трех иероглифов «光義作» (Мицуёси саку), что переводится как «сделано Мицуёси». На правой створке ширмы на стороне с пейзажем выгравирована подпись второго мастера, также работавшего над этим произведением, состоящая из шести иероглифов «平安吉玉橘造» (Хэйан Ёситама Китидзо) — «Ёситама Китидзо из Хэйан» (совр. Киото). Ниже стоит марка компании Ногава.
Компания, владевшая мастерской и одноименным магазином Ногава, была основана в 1825 году Ногавой Нобору в городе Киото. Мастерская была широко известна в конце XIX века и даже входила в список мест для посещения иностранцами, рекомендованных в «Путеводителе по Японии» 1889 года, написанном англичанином, профессором токийского университета Бэзилом Чемберленом (1850–1935). Будучи создателем дорогих произведений искусства, компания выступала также в качестве дилера, реализуя эксклюзивную лаковую и керамическую продукцию. В двух высококлассных киотских отелях того времени — «Киото» и «Мияко» — компания имела собственные выставочные залы.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Отличительной особенностью является виртуозная техника исполнения задуманного образа и удивительный живописный эффект, получаемые комбинацией сплавов, тонкой инкрустацией, позолотой в сочетании с искусной гравировкой. В конструкции и декоративной композиции, технике исполнения, а также изобразительном мотиве нашли отражения специфические особенности японской металлической пластики периода Мэйдзи, в частности трансформация функциональной вещи в декоративную, и сочетания классических цветочных сюжетов Дальнего Востока с современной формой подачи предмета.

Данный образец — классический пример перехода высококлассных мастеров, создававших оправы мечей для японской знати, от изготовления оружейной фурнитуры к изготовлению декоративно-прикладных произведений. Эти произведения, нашедшие свое признание у многих известных людей, по праву останутся культурным достоянием Японии.