Лот №35
24.11.22

Сосуд с изображением драконов и птиц Хо-о

Эстимейт
800 000 - 1 000 000 ₽

Описание

Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Медный сплав, серебро, эмаль
Высота 46 см
С экспертным заключением

Произведение является образцом японского художественного произведения с эмалевым декором и представляет собой крупный декоративный сосуд-треножник в форме курильницы для благовоний. Орнаментация сосуда выполнена полихромными эмалями широкого цветового спектра, с преобладанием коричневых оттенков, перегородки для клуазонов — из серебра. Тулово курильницы луковичной формы, с плоскими, прикрепленными побокам ручками, с коротким, расширяющимся кверху горлом, с куполообразной крышкой. Его украшают два больших веерообразных картуша, где на песочно-бежевом фоне изображены парные драконы и птицы Хо-о. Крышка украшена двумя небольшими фигурными картушами с изображениями множества разноцветных бабочек и розеток хризантем. Оплечье, ручки и пространство между картушами декорированы коричневой эмалью, полностью покрытой узором из завитков каракуса («китайская трава») с вплетенными в него цветками, каплями магатама («изогнутая драгоценность» — изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой) и птицами Хо-о, вписанными в гербы. Расширяющиеся книзу ножки и навершие сосуда декорированы блестящей коричневой эмалью тякин-сэки с золотыми вкраплениями, создающими эффект авантюринового камня. По технологии, особенностям декора, колористической гамме и качеству эмалей этот предмет датируется 90-ми годами XIX века.

Перегородчатые эмали занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве Японии. Дорогие материалы, сложная технология, требующая ювелирной точности и виртуозности исполнения, сделали их уже в конце XIX века желанным объектом коллекционирования как для японских знатоков, так и для ценителей на Западе. В эпоху, когда Япония и окружающий мир взаимно открывали друг друга, художественные изделия японских мастеров выполняли высокую миссию, представляя Западу Страну восходящего солнца через ее культуру и искусство. Изящество оформления, поэтичность образов и уникальная насыщенная цветовая палитра японских эмалей позволяют говорить об их высоких художественных достоинствах и о заметном месте в истории японского искусства.

Декор представленного произведения отличается богатым содержанием с символическим подтекстом. В одном из центральных картушей изображена пара драконов, держащих лапами жемчужину ходзю, исполняющую все желания. С обратной стороны изображена пара птиц Хо-о (напоминающих птиц Феникс в европейской традиции), которые держат в клювах края длинных веточек каракуса. Дракон, изображенный вместе с птицей Хо-о, — символ союза Неба и Земли, императора и императрицы, божественной потенциальности, вмещающей в себя все противоположности. Сам по себе дракон — символ мужской силы и плодовитости. Он олицетворяет могущественные божественные силы, символизирует успех, мужество, лидерство и высшую удачу. Говорят, если относиться к дракону со всем почтением, то он может озолотить человека. Издавна в Японии изображением дракона украшали «божественные» места: храмы буддистов, фонтаны для омовения перед поклонением. Рядом с драконом Хо-о олицетворяет женскую красоту и величие. В китайской литературе это создание несет в себе добро, оно не наносит вреда насекомым, не опускается на траву. Считается, что Хо-о появляется только во времена мира и процветания. В Японии птица Хо-о считается символом солнца и императора.

Бабочки, изображенные на горле и крышке сосуда, олицетворяют образ молодой красавицы. Ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни и традиционно исполняющийся красивыми девушками, открывает в Японии все торжественные шествия и праздники. В Японии считается, что увидеть бабочку у себя в доме — к большому счастью.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне, поражает своей детальной проработкой и находится в идеальном состоянии. Является культурной ценностью и имеет музейное значение.