Лот №36
24.11.22

Окимоно «Сарумаваси с обезьянкой и жезлом гохэй»

Эстимейт
450 000 - 500 000 ₽

Описание

Мастер Кодзан (яп. 香山)
Япония, Токио, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка
Высота 18,5 см
С экспертным заключением

Окимоно изображает бродячего актера сарумаваси. В руках мужчина держит жезл гохэй и барабанчик. На мешке за спиной актера сидит обезьянка и тянет на себя жезл.

Сарумаваси (досл. «танцующая обезьяна») — вид искусства, в котором дрессировщик обезьян сарухики (или сарукай) исполняет перед уличной публикой различные акробатические трюки или комические номера.

Считается, что традиция выступлений с дрессированными обезьянами пришла в Японию из древнего Китая. В источниках периода Эдо (1603–1868) нередко встречаются упоминания о людях, для которых это занятие стало настоящей профессией. Дрессировщики зарабатывали на жизнь, странствуя вместе со своими обезьянами. На право выступать с обезьянами требовалось получить специальное разрешение. Разрешение также было необходимо, если бродячий актер планировал задержаться в населенном пункте. Иногда в небольших городах им позволяли остановиться в доме одного из местных чиновников невысокого ранга.

Искусство сарумаваси сохранилось и после периода Мэйдзи. Так, известно, что в период Тайсё (1912–1926) центром сарумаваси стала префектура Ямагути. Дрессировщики обезьян работали вплоть до 1950-х годов.

Гохэй — деревянные жезлы, украшенные двумя бумажными лентами сидэ, — как правило, белого цвета. Такие жезлы обычно используются в синтоистских ритуалах. Основным назначением гохэй является очищение святых мест, а также любых объектов с негативной энергией.

На дне подставки выгравированы два иероглифа «香山» в круглом клейме, которые читаются как «Ко:дзан». Произведение относится к так называемому стилю «токийской школы». Работа мастера Кодзан демонстрирует высокое искусство декоративной работы по слоновой кости. Особенностью произведения является натуралистичность образа, который усиливается идеальной проработкой деталей, присущей современным скульпторам того времени, сумевшим интерпретировать знакомство с западным искусством в свои произведения, соединив новые веяния с древними традициями японских резчиков.