Лот №49
24.11.22

Окимоно «Два рыбака»

Эстимейт
1 300 000 - 1 500 000 ₽

Описание

Мастер Кёсай (яп. 京齊)
Япония, Токио, поздний период Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка
Высота 41 см
С экспертным заключением

Крупное окимоно изображает двух рыбаков с гарпуном и трезубцем, которые использовались для ловли рыбы на мелководье. Пожилые мужчины стоят в полный рост, улыбаясь и показывая что-то друг другу. Один из них забрался на камень и прикрыл глаза от солнца, вглядываясь вдаль. Второй указывает пальцем в противоположную сторону.

На обороте подставки вмонтирована пластина из лака цуисю с двумя выгравированными иероглифами «京齊», читающимися как «Кёсай».

Работа демонстрируют высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости. Особенностью произведений мастера Кёсая являлась натуралистичность образа, который усиливался идеальной проработкой деталей, присущей современным скульпторам того времени, сумевшим интерпретировать знакомство с западным искусством в свои произведения, соединив новые веяния с древними традициями японских резчиков. Следует отметить, что работы мастера Кёсая довольно известны. Так, одно из произведений мастера, изображающее рыбака с уловом и двумя детьми, участвовало в выставке 1996 года в музее Сёто в Токио, посвященной произведениям окимоно. Окимоно мастера Кёсая, изображающее даосского монаха Тобосаку-сэннина с персиком бессмертия, находится в известной коллекции окимоно А. Фельдмана.

Произведение выполнено в стиле «токийская школа». Это направление было создано мастерами-преподавателями и учениками Токийской школы изобразительных искусств, которая была основана решением правительства Мэйдзи в 1887 году. У истоков образования школы стояли сторонники сохранения традиционной культуры Японии. Школа пользовалась государственной поддержкой, за счет которой многие известные мастера периода Мэйдзи получили возможность читать лекции и вести практические занятия. Именно с мастерами связывают расцвет японской декоративной пластики в период Мэйдзи. Все они вышли из среды профессиональных резчиков буддийской скульптуры. В результате молодое поколение мастеров-скульпторов получило не только возможность осваивать традиционные секреты производства, но и применять новые технологии при изготовлении декоративных предметов.

Произведение выполнено очень натуралистично, на высоком художественном и технологическом уровне, из цельного куска слоновой кости высочайшего качества. Следует отметить, что в данном произведении явно чувствуются новации под влиянием западноевропейской скульптуры конца XIX века. В нем нашли отражение творческая индивидуальность мастера и попытка создания психологического портрета с передачей реальности персонажей и их эмоций.

Аналогии:
1. The Shoto Museum of Art. History of Japanese ivory carving. Gebori Okimono and Shibayama of Meiji Period. Tokyo, 1996. Р. 100, 165.
2. Рыбалко С. Б. Улыбка богов: японская миниатюрная пластика. Х.: Фолио, 2006. С. 106.