Лот №47
25.05.23

Свод чудотворных икон Богоматери

Эстимейт
1 000 000 - 1 200 000 ₽

Описание

Первая половина XIX в., иконописные села Владимирской губернии (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
44,2 × 36,3 × 2,5 см

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
111 112 113 114 115 116 117 118 119 120

Состав клейм:
Первый ряд: 1. Римская; 2. Владимирская; 3. Смоленская; 4. Троеручица; 5. Руденская; 6. Тихвинская; 7. Иверская; 8. Донская; 9. Грузинская; 10. Костромская (Феодоровская).

Второй ряд: 11. Любецкая (Любечская); 12. Ярославская; 13. Муромская; 14. Черниговская; 15. Венская; 16. Страстная; 17. Братская (Киево-Братская); 18. Елецкая; 19. Иерусалимская; 20. Кипрская (Киккская).

Третий ряд: 21. Яхренская (Яхромская); 22. Яскинская; 23. Дамасская (Дамаскинская); 24. Коневская; 25. Пименовская; 26. Корсунская; 27. Новоникитская; 28. Печерская; 29. Молченская; 30. Старорусская.

Четвертый ряд: 31. Словенская; 32. Ватопедская (Отрада и утешение); 33. Толгская; 34. Надпись не читается; 35. Жировицкая; 36. Ченстоховская; 37. Новогородская; 38. Казанская; 39. Надпись не читается; 40. Новгородская (Знамение).

Пятый ряд: 41. Египетская; 42. Галатская; 43. Силуамская; 44. Аравийская; 45. Седмиезерская; 46. Селигерская; 47. Флоренская; 48. Свенская; 49. Терванская; 50. Оковецкая.

Шестой ряд: 51. Цареградская; 52. Цесарская; 53. Цареградская; 54. Мирожская; 55. Сицилийская; 56. Межетская; 57. Абалакская; 58. Шуйская; 59. Мателикийская; 60. Святогорская.

Седьмой ряд: 61. Псковская; 62. Кипрская; 63. Тобольская; 64. Неувядаемый цвет; 65. Умиление; 66. Феодотьевская; 67. Слово плоть бысть; 68. Абульская; 69. Огневидная; 70. Блаженное чрево.

Восьмой ряд: 71. Думницкая (Домницкая); 72. Сокольская; 73. Воспитание; 74. Германская (Германовская); 75. Александрийская; 76. Призри на смирение; 77. Панская; 78. Дохтоурская; 79. Византийская; 80. Ипатменская.

Девятый ряд: 81. «Что у Спаса во дворце»; 82. Коломенская; 83. Византийская; 84. Святоильинская; 85. Вододательница; 86. Умиление; 87. Гишпанская (Испанская); 88. Пахромская; 89. Ипатменская; 90. Взыграние.

Десятый ряд: 91. Иерусалимская; 92. Антиохийская; 93. Взыграние; 94. «Что в Успенском соборе»; 95. Елецкая; 96. Смоленская; 97. Братско-Киевская (Киево-Братская); 98. Численская; 99. Бысть чрево твое (Бысть чрево твое святая трапеза); 100. Ржевская.

Одиннадцатый ряд: 101. Мати и дева; 102. Вутиванская; 103. «Что в Сибири» (Абалакская); 104. Прежде Рождества дева; 105. Милостивая; 106. Что тя наречем; 107. «Что в Успенском соборе»; 108. Малетинская; 109. Благоуханный цвет; 110. Тумбовская.

Двенадцатый ряд: 111. Яногорская (Ясногорская); 112. Ахтырская; 113. Долинская; 114. Писидийская; 115. Молдавская; 116. Сухомская (?); 117. Яхремская (Яхромская); 118. Петровская; 119. Девпетерувская; 120. Виленская (Купятицкая).

Появление икон, изображающих собрание чудотворных образов Богоматери, возводят к времени правления Петра I: в эпоху борьбы митрополита Стефана (Яворского) со сторонниками протестантизма и носителями иконоборческих взглядов подобные своды были призваны регламентировать иконографию Богоматери и укрепить ее почитание (Кочетков, 1996. С. 412–416). Иконографическим прототипом таких икон служили гравированные листы 1713–1714 гг. московского мастера Г. П. Тепчегорского, гравюры которого также были использованы для иллюстрирования сборников «Солнце пресветлое» со сказаниями о чудотворных образах Богоматери.