Лот №326
25.05.23

Окимоно «Крестьянин с кроликом и гроздью винограда»

Эстимейт
600 000 - 800 000 ₽

Описание

Мастер Масаюки (яп. 正之)
Токио, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка
Высота: 23 см
С экспертным заключением

Перед нами босой крестьянин — сборщик винограда, созданный из крупного цельного куска слоновой кости. Кость высочайшего качества токата позволила художнику изобразить крестьянина в полный рост. По одежде крестьянина можно судить, что перед нами — типичный сельский житель периода Эдо. Он одет в кимоно с узкими рукавами цуцусодэ и штаны кукури-бакама («скрепленные» хакама). В одной руке крестьянин держит крупную гроздь спелого винограда, другой придерживает плетеную корзину, висящую у него за спиной. О работе крестьянина также свидетельствуют короткие ножницы, необходимые для обрезания винограда: художник изобразил их с обратной стороны фигуры заткнутыми за пояс. Сбоку к поясу крестьянина подвязан кошелек, а на плече у него сидит кролик.

Скорее всего, виноград и кролик изображены вместе не случайно. В Японии существовало выражение: «Найти виноград в Канто все равно что охотиться на кроликов на открытой местности». По другой версии, собрать хороший урожай винограда было так же сложно, как отыскать место, где играют кролики.

Считается, что первые лозы винограда были завезены в Японию буддийскими монахами еще в VIII столетии. Однако выращивать виноград оказалось сложно, и только к XII веку, в результате долгой селекции, появился первый подходящий для японского климата сорт. Этот японский виноград с крупными ягодами и толстой упругой кожицей был назван Косю. Его огромные ягоды пурпурного цвета быстро стали символом достатка и изобилия.

Фигура сборщика винограда установлена на подставку из слоновой кости, в нижнюю часть которой вмонтирована небольшая прямоугольная табличка. Три выгравированных на ней иероглифа «正之刀» читаются как «Масаюки то:» и означают, что произведение было создано в период Мэйдзи мастером Масаюки. Масаюки проживал в Токио, и его работы относятся к так называемому стилю токийской школы.

Несмотря на то, что до нашего времени дошли многочисленные изображения персонажей периода Эдо, окимоно работы Масаюки выделяется достаточно редкой иконографией и мастерством исполнения. Произведение выполнено очень натуралистично, на высоком художественном и технологическом уровне. Поза и выражение лица сборщика винограда прекрасно отображают все эмоции, которые хотел вложить в свою работу мастер.

Аналогии: Bordignon Laura. The Golden Age of Japanese Okimono. Suffolk, 2010. Р. 226, 227.