Войти / Регистрация

Декоративная ваза с крышкой

Лот №340
Закрытие лота: 25.05.2023
Цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

Мастерская «Ногава» (яп. 能川)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Сплавы сякудо, сибуити, сэнтоку, золото, серебро, акаганэ; литье, гравировка, инкрустация, патинирование
Высота: 18 см

Миниатюрная декоративная ваза в форме ромба со сглаженными углами увенчана крышкой и создана из разнообразных японских ювелирных сплавов: сякудо, сибуити, сэнтоку. По всей поверхности сосуд декорирован инкрустацией в технике плоского рельефа хирадзоган золотом, серебром, сплавами сякудо, сибуити и акаганэ1 и искусственным патинированием в стиле иро-э2 («цветная картина»).

На нижней стороне крышки золотом инкрустирована марка компании «Ногава» (яп. 能川). Компания, владевшая мастерской и собственным фирменным магазином, была основана в 1825 году Ногавой Нобору (яп. 能川登) в Киото и просуществовала примерно до 1920 года. В конце XIX века мастерская, создающая дорогие эксклюзивные произведения из ювелирных металлов, стала всемирно известной и даже входила в список мест для посещения иностранцами, рекомендованных в «Путеводителе по Японии» 1889 года. В двух лучших киотских отелях того времени — «Киото» и «Мияко» — компания имела собственные выставочные залы.

Ваза украшена живописным изображением двух сезонов — весны и осени. На одной стороне, на фоне черно-ли- лового сплава сякудо, запечатлены цветы весны — глицинии (фудзи) и желтая прудовая лилия (кохонэ), а также пор- хающая бабочка. На обратной стороне на фоне золотистого сплава сэнтоку — склонившаяся над горным ручьем ветка клена момидзи, полная осенняя луна и маленькая летучая мышь. Интересна задумка автора: помимо двух самых красивых сезонов в Японии художником представлено разное время суток — день и ночь. Изображенные вместе растения и цветы разных сезонов символизировали в Японии идеи красоты и гармонии мироздания. Разместив картины разных сезонов в разное время суток, художник еще больше замкнул символизм произведения, позволяя охватить всю красоту природы — весну и осень, день и ночь, — и всё в одном миниатюрном произведении.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Его отличительной особенностью является виртуозная техника исполнения задуманного образа и удивительный живописный эффект, получаемые комбинацией сплавов и тонкой гравировкой. В конструкции и декоративной композиции, технике исполнения, а также изобразительном мотиве нашли отражение специфические особенности японской металлической пластики периода Мэйдзи, в частности преобразование функциональной вещи в декоративную и сочетание классических цветочных сюжетов Дальнего Востока с современной формой предмета.

Представленная ваза является уникальным образцом японского искусства, выполненным в стиле иро-э — роспись металлом по металлу, и обладает высокой историко-художественной и коллекционной ценностью.


1 Акаганэ — очищенная медь, приобретающая оранжево-красный цвет после патинирования.

2 Иро-э (букв. «картина красками») — термин, применяемый к изделиям из металла, керамики и лака с богатой цветовой палитрой. В металлообработке термин иро-э означает произведение, в котором цветовая гамма достигается при использовании различных техник и разных цветных металлов, в первую очередь золота и серебра, а также всевозможных с ними сплавов, инкрустированных в поверхность.