Лот №345
25.05.23

Скульптура Ястреба

Эстимейт
8 000 000 - 10 000 000 ₽

Описание

Мастер Масацунэ (яп. 政常)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, серебро; литье, гравировка, золочение, серебрение, инкрустация, патинирование; дерево, лак (подставка)
Высота: 90 см (с подставкой)
С экспертным заключением

Скульптура изображает ястреба, сидящего на декоративной подставке. Фигура птицы создана из бронзы в технике литья и подвергнута отделке поверхности, сочетающей прекрасно выполненные гравировку, серебрение, по- золоту и патинирование. Подставка выполнена в форме синтоистских ворот тории и украшена золотым и красным лаками хирамаки-э на фоне черного блестящего лака куро-уруси.

Снизу скульптуры, на вмонтированной позолоченной пластине, выгравирована подпись мастера, создавшего это произведение, — «政常鑄» (Масацунэ тю:), что в переводе с японского означает «отлито Масацунэ».

Масацунэ (яп. 政常) — токийский мастер художественного литья, был известен тем, что создавал скульптурные изображения птиц, отличающиеся реализмом и точностью воспроизведения, искусной проработкой фактуры и яркой художественной выразительностью. Работы Масацунэ — ястребы, орлы, вóроны, петухи, утки, фазаны — в основном выполнены из бронзы в технике литья, встречаются также фигуры, покрытые серебром или выполненные из сплава сякудо.

Масацунэ благодаря своим скульптурам птиц добился мирового признания, работы мастера известны на рынке элитного антиквариата и находятся в знаменитых частных коллекциях.

Представленное произведение имеет символическое значение. Разведение ловчих птиц и охота с их помощью пользовались большой популярностью среди аристократов древней Японии. Первое упоминание о прирученной птице така (яп. ястреб, сокол) в Японии встречается в «Нихон Сёки» (яп., букв. «Японская летопись»), одном из древнейших письменных памятников, созданном в 720 году.

Среди прирученных птиц самыми сложными для дрессировки считались небольшие, но очень строптивые ястребы-перепелятники хаитака. Их обучением занимался самый опытный сокольничий. При парадном шествии сокольничих при дворе он выступал во главе процессии, с ястребом хаитака на руке. Любимой птицей императоров был ястреб-тетеревятник о-така — это ястребы крупного размера, с длинным хвостом, легко поддающиеся дрессировке.

Во времена Муромати (XIV–XVI вв.), когда к власти в Японии пришел военный сёгунат, соколиная охота стала любимым занятием самураев, а сами ястребы — символом военного сословия. Острые глаза, сильные когти, ловкость, благородство, мощь — все это воплощено в ястребе. Способность таких грозных птиц обучаться и верно служить своему хозяину напоминала самураям их самих.

Подставка, на которой установлена фигура птицы, украшена цветочными узорами, вписанными в окружности, а также изображением мифического существа кирин, летящего в языках пламени. Кирин (кит. цилинь) — единорог, существо, символизирующее щедрый урожай и личную безопасность. Это главное животное-божество в Японии. Японцы верят, что кирин — вестник благоприятных событий, символ благополучия и удачи. На обратной стороне подставки золотым лаком маки-э изображены два японских герба. Это герб клана Токугава — трилистник футаба-аои и императорский герб в виде цветка павловнии кири-мон.

Представленная скульптура выполнена на высоком художественном и технологическом уровне, искусной моделировке соответствует блестящая поверхностная отделка. Это произведение имеет историко-художественную ценность и может быть рекомендовано для приобретения в музейную коллекцию.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. London: The Kibo Foundation, 1995. Р. 104, 105.

2. Bordignon, Laura. The Golden Age of Japanese Okimono. Suffolk, 2010. P. 248–251.