Экспонат №12
07.12.23

Ручка зонтика, в футляре

Описание

Санкт-Петербург, между 1914 и 1917 г.
Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
Золото, серебро, алмаз огранки «роза»; эмаль по гильошировке, выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль, выпиловка, гравировка, канфарение, монтировка (ручка)
Дерево, шелк, бархат, недрагоценный металл; тиснение, монтировка (футляр)
Высота 7 см, диаметр (низ) 1,8 см, диаметр (верх) 2,3 см; футляр 3 × 10 × 4,7 см
Клейма: фирмы — «Фаберже»; мастера — «H.W.»; тройник Санкт-Петербургского окружного управления — женская голова в кокошнике, обращенная вправо, с пробой для изделий из золота — «72» и шифром округа, греческой буквой «альфа» — «α»; процарапанный фирменный инвентарный номер — «25354»

Ручка для зонтика из золота, с алмазом помещена в деревянный футляр с бежевым бархатным ложементом и кремовым шелком на крышке с тисненой черной краской маркой прославленной фирмы: «Фаберже // Петроградъ // Москва, Лондон» под государственным гербом. Предмет создан после 1914 года в главной мастерской знаменитого предприятия, которую возглавлял Генрик Вигстрем (1862–1923) — ведущий на тот период ювелир фирмы. Под его руководством после смерти учителя — Михаила Перхина — продолжили создавать императорские пасхальные яйца, objets de fantaisie и наиболее значительные заказы царской фамилии, других августейших особ и Кабинета Его Императорского Величества. Помимо уникальных, эксклюзивных произведений, мастерская производила изысканную драгоценную галантерею, выполненную как произведение искусства, ярким примером которой является ручка для дамского зонтика.

Созданная в стиле Людовика ХVI, она отличается рафинированным элегантным дизайном и тонкой виртуозной работой. В духе старинного французского классического искусства, поверхность предмета покрыта изысканной и довольно редкой по тону теплой, сливочной прозрачной эмалью по гильошированному фону муара. Она отливает золотом, в силу чего поверхность напоминает золотистую тяжелую драгоценную ткань. Эмалью по гильошировке покрыты панели, симметрично расположенные по всей поверхности ручки: прямоугольные наверху и вытянутые, суживающиеся — внизу. По краю панелей — гравированный ободок и рамка с белой опаковой эмалью. Между панелями — канфаренная поверхность с поясками заостренных стилизованных листьев с полупрозрачной зеленой эмалью, чередующихся с белыми эмалевыми горошинками и четырехлепестковыми цветочками в перекрестьях с белой эмалевой серединкой и лепестками с красной прозрачной эмалью. В центре круглой, слегка выпуклой верхушки ручки укреплен алмаз огранки «роза» в глухой оправе с гризантом. Вокруг «розы» поверхность покрыта сливочной прозрачной эмалью по гильошированному узору многолепестковой розетки с заостренными концами и имеет поясок с заостренными зелеными эмалевыми листочками и белыми горошинками.

В государственных собраниях России драгоценные ручки фирмы К. Фаберже для зонтиков и тростей единичны, особенно столь роскошные, поэтому мы считаем предмет своего рода редкостью.