Лот №541
07.12.23

Скульптура «Крестоносец»

Эстимейт
1 800 000 - 2 000 000 ₽

Описание

2017 г., Екатеринбург
Камнерезная студия «Святогор»
Мастера: Павел Лапыш, Анатолий Жуков, Никита Иванов
Гематит, кремень белорусский, мрамор, магнезит, кахолонг, халце доновая щётка, яшма, серебро; инкрустация, объемная мозаика, литье, ковка, чер нение, резьба, золочение
Высота 23 см

скаженные в приступе ярости черты, отчаянный взмах занесенного для смертельного удара меча… Средневековые воины-крестоносцы карали «неверных», свято веря, что улучшают мир.

Скульптура из серии «Воины мира» уральской студии «Святогор» изображает европейского рыцаря из отрядов Тевтонского ордена, вероятно монаха одного из католических западноевропейских государств (Франции, Германии, Италии, Англии), участника одного из многочисленных религиозных «крестовых походов», которые инициировала в XI–XV веках Латинская церковь для освобождения христианских территорий «Святой Земли» (Сирии и Палестины) от турков-мусульман, язычников и еретиков. Герой одет в облегающую кольчугу из вырезанного мелкой ячейкой темно-серого камня, динамичные складки белого плаща с черным крестом передают остроту момента. В руках крестоносца обоюдоострый металлический меч и щит из белых пластин с эмблемой орла. Крупные зарубки на верхнем крае деревянного щита свидетельствуют об успешно отбитых атаках противника.

Наблюдаемый нами сюжет драматичен — мы видим, как рядом валяется, вероятно, сброшенный противником с головы рыцаря кавалерийский «горшковый шлем» (topfhelm) с прорезями для глаз, еще недавно защищавший голову героя. Скорее всего, крестоносец уже потерял коня, и вынужден принять неравный бой «на земле».

Уральским камнерезам удалось потрясающе передать как психологию события (выразительные лицо и поза героя), так и историческую достоверность аскетичного (рыцарь-монах) общего облика. Для передачи эмоционально-физического состояния авторы также использовали крестообразное построение композиции и резкий контраст белых и черных тонов.