Лот №542
07.12.23

Скульптура «Русский ратник»

Эстимейт
1 800 000 - 2 000 000 ₽

Описание

2018 г., Екатеринбург
Камнерезная студия «Святогор»
Мастера: Павел Лапыш, Анатолий Жуков, Никита Иванов
Кахолонг, кремень, мрамор, окаменелое дерево, пирит, яшма, серебро; резьба, инкрустация, объемная мозаика, литье, золочение
Высота 23 см
На подставке справа накладное клеймо студии «Святогор» из белог о металла

В некоторых языках славянской группы «война» до сих пор называется «рат». Ратниками в Древней Руси звали воинов. В отличие от постоянного войска в составе княжеских дружин, ратников могли набирать из горожан и сельских жителей по необходимости, когда случалась беда. А случалась она нередко — то и дело князья вынуждены были отбиваться от нападок кочевников.

Поскольку битвы с кочевыми племенами требовали скорости и маневренности, русские ратники не могли позволить себе тяжелую амуницию, характерную для средневековых европейских рыцарей. На опытном воине, созданном уральскими камнерезами в серии «Воины мира», мы видим именно такое облегченное снаряжение. В числе доспехов — кольчуга-байдан из ячеистого камня, а также металлический шлем с золотистым наносником-стрелкой и кольчужной сеткой-бармицей, прикрывающей шею воина. Выглядывающая из‑под кольчуги белая рубаха украшена по низу резным славянским орнаментом.

Авторами скульптуры схвачен момент наступления — зубы воина плотно сжаты, лицо выражает решительность, поза — пружина перед прыжком. В правой руке воин держит меч, на левой надет красный щит каплевидной формы с бежевым контрастным орнаментом и накладным стилизованным львом. Несмотря на наличие всей амуниции, образ русского ратника не агрессивен и скорей излучает спокойное понимание «правого дела». Немолодой бородатый мужчина защищает свой дом, и, как только противник падет, он вернется туда, где его ждут.