Лот №20
07.12.23

Богоматерь Знамение

Эстимейт
1 200 000 - 1 500 000 ₽

Описание

1868 г., Троице-Сергиева лавра
Мастерская Ивана Матвеевича Малышева
Дерево, левкас, масло
31,2 × 26,6 × 2,4 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска липовая, из трех частей, без ковчега. Две торцевые сосновые шпонки
Надписи: На узкой кайме вдоль нижнего поля черной краской, в одну строку: «писана сiѧ ик[она] въ сергiевой лаврѣ въ мастерской и҃конописанїѧ подъ руководствомъ ху[дож]ника и҃вана малышева. 1868 года». В нижней части оборота овальный штамп; в центре надпись: «Т.С.Л.» (Троице-Сергиева лавра), между контурами: «Художникъ // И.М. Малышевъ.». Аналогичный штамп проставлен на сорочке
Экспертные заключения: Акт комплексной экспертизы № 840, В. В. Баранов (1868 г., мастерская Троице-Сергиевой лавры под руководством И. М. Малышева)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 216. С. 132–13 3 (М. И. Пирогова)

Иконография «Воплощение» основана на тексте пророчества Исайи (Ис. 7:14) о рождении Иисуса Христа от Девы: «…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». В византийском искусстве эти образы были преимущественно ростовые. В XII веке в Новгороде прославился как чудотворный список иконы «Воплощение», получивший в XIV–XV веках наименование «Знамение»: поясное изображение Богоматери с Младенцем на лоне и со святыми на полях. В русском искусстве именование «Знамение» распространилось на различные варианты иконографии, включая те, где Богоматерь представлена победренно.

Живопись иконы и ее декоративное оформление отвечают стилю, характерному для произведений мастерской Ивана Матвеевича Малышева (1802–1880) — одного из ведущих иконописцев Троице-Сергиевой лавры, участвовавшего в возобновлении ее иконописной школы, которой он руководил с 1846 года. С 1860 года И. М. Малышев заведовал лаврской мастерской. Получение им дополнительного образования при Академии художеств, а также копирование древних икон отразилось в работах мастера и его последователей. Данная икона отражает особенности стиля его живописи: академическое письмо, преобразованное в соответствии с академическим идеалом красоты, сочетается с декоративностью золотого фона, насыщенного разнообразным чеканным орнаментом, который связывает образ со средневековой традицией. Несмотря на большую продуктивность мастерской, подписные иконы художника редки.