Лот №26
07.12.23

Распятие с избранными святыми

Эстимейт
6 000 000 - 7 000 000 ₽

Описание

1888 г., Москва
Михаил Иванович Дикарёв
Дерево, паволока (?), левкас, темпера
31,2 × 27,2 × 2,2 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска липовая, из трех частей, с двойным ковчегом. На обороте две врезные несквозные встречные шпонки
Надписи: На нижнем поле, слева, под лузгой, коричневой краской, полууставом, в одну строку: «Писалъ М. И. Дикарев[ъ. Москва. 18]88 г҃.»
Экспертные заключения: ЦМиАР, № 251, 16 июня 2020 г., Н. И. Комашко, О. Е. Труфанова, Ж. Г. Белик (1888 г., М. И. Дикарёв, Москва)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 258. С. 220–22 1 (Н. И. Комашко)

Иконография Распятия Христова основана на текстах всех четырех евангелий (Мф. 27:31–35; Мк. 15:25–41; Лк. 23:33–39; Ин. 19:18–37). Иконы этого сюжета в основном входили в состав праздничных рядов иконостасов, а в Новое время были обязательной частью убранства старообрядческой домашней моленной. Представленный памятник при внешней традиционности и статичности композиции относится к редкому изводу, в котором совмещены элементы краткой и развернутой схемы изображения Распятия. В рассматриваемой иконе от развернутого извода, помимо воинов и особого положения группы предстоящих, присутствует только сцена дележа ризы Христа римскими солдатами (надпись на нижнем поле: «Разделиша ризы моѧ о себе и о одежде моей //.меташа жребий.» — Пс. 21:19; Ин. 19:24). В верхних углах художник изобразил померкшее солнце и красную луну, эти и другие иконографические особенности продиктованы желанием точно следовать евангельскому тексту, где описывается необычное астрономическое явление: зашло солнце и «тьма была от шестого до девятого часа» (Мф. 27:45). В этом рассказе луна не упоминается, но в другом тексте — Апокалипсисе, сообщающем об обстоятельствах Второго пришествия Христа, написано: «Солнце померкнет, и Луна не даст света»(Мф. 24: 29) и «Луна в кровь претворися»(Деян. 2:20). Померкшее солнце изображено темно-синим, а луна красной, — так подчеркнуты особенности природных явлений, указывающих на конкретные события евангельской истории.

Икона имеет автограф известного мстёрского иконописца и реставратора Михаила Ивановича Дикарёва, переехавшего в Москву до 1876 года и основавшего в ней одну из ведущих иконописных мастерских. Стиль живописи по всем формальным признакам соответствует художественной манере, принятой в московско-мстёрской мастерской М. И. Дикарёва. Однако в данном случае художник не столько стремился к декоративности общего решения, сколько старался подчеркнуть в иконе традиционное начало. Приглушенный сдержанный колорит, охристый фон, почти сливающийся по тону с полями, соответствуют вкусам старообрядческого заказчика.