Лот №27
07.12.23

Преподобный Сергий Радонежский

Эстимейт
3 500 000 - 4 000 000 ₽

Описание

Конец XIX в., Москва
Михаил Иванович Дикарёв (?)
Дерево, левкас, темпера
26,7 × 22 × 2,3 см
Приобретена на Украине
Реставрирована до поступления в собрание
Доска двухслойная, из цельных пластин, с ковчегом; тонкий лицевой слой выполнен из липы, тыльный, более толстый, — из кипариса. На обороте две врезные несквозные встречные дубовые шпонки
Экспертные заключения: ЦМиАР, № 220, 23 декабря 2019 г., Н. И. Комашко, О. Е. Труфанова, Ж. Г. Белик (начало XX в., Москва, мастерская М. И. Дикарёва)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 266. С. 232–23 3 (Н. И. Горькова)

Для изображения преподобного Сергия Радонежского выбран широко распространенный в русском искусстве иконографический тип. Святой представлен по пояс, в монашеском облачении, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке. Свиток развернут и содержит фрагмент поучения братии: «Не скорбите // убо братие // но посему // разумей//те…»). На верхнем поле, в небесном сегменте, помещено изображение Святой Троицы, напоминающее о посвящении Троице-Сергиева монастыря.

Преподобный Сергий Радонежский († 25 сентября 1392) — великий русский подвижник, основатель Троице-Сергиева и других монастырей. Преподобный Сергий был духовником благоверного князя Димитрия Донского и благословил его на Куликовскую битву. Подвижник удостоился явления Богоматери, посетившей его келью с апостолами Петром и Иоанном. Святой скончался в глубокой старости 25 сентября 1392 года, его почитание началось сразу же после кончины. Его ученик и преемник преподобный Никон Радонежский инициировал торжественное открытие мощей святого Сергия 5 июля 1422 года. В обители заложили каменный Троицкий собор, завершенный к 1426 году и расписанный иконописцами Даниилом и Андреем Рублевым. В память о преподобном Сергии Андрей Рублев написал знаменитую икону «Святая Троица».

Образ отличается безупречностью исполнения, высочайшим уровнем иконописной техники и незаурядными художественными достоинствами. Ряд стилистических особенностей в совокупности с высоким качеством живописи позволяет рассматривать памятник в ряду произведений московской мастерской выходца из Мстёры Михаила Ивановича Дикарёва. Образ не имеет подписи, но характерная цветовая палитра, мягкость личного письма, разнообразие и тонкое сопоставление цветовых нюансов, где теплые охристые оттенки санкиря сочетаются с яркими холодными высветлениями, тональная «растяжка» фона в жемчужно-голубых оттенках, уравновешенность композиции, а также особая искусность и изощренность в нанесении золотого ассиста могут свидетельствовать о принадлежности произведения мастерской прославленного мстёрского иконописца.

Очевидно, небольшой изящный образ был выполнен по особому, ответственному заказу. Художник создал драгоценную живописную поверхность, тщательнейшим образом проработав фигуру преподобного Сергия и миниатюрный образ Святой Троицы, что характерно для ведущих мстёрских мастерских в Москве. Вместе с тем он сохранил лаконичность композиции. Отсутствие деталей позволяет сосредоточиться исключительно на образе святого, источающего бесконечную любовь, кротость и милосердие.