Лот №29
07.12.23

Христос Вседержитель

Эстимейт
4 000 000 - 4 500 000 ₽

Описание

1894 г., Москва
Иосиф Семёнович Чириков
Дерево, паволока (?), левкас, темпера
31,1 × 26,9 × 2,5 см
Приобретена в Сарове
Реставрирована в 2019 г.
Доска липовая, цельная, с двойным ковчегом. На обороте две врезные несквозные встречные шпонки из ясеня
Надписи: На нижнем поле у лузги сдвинутая вправо надпись красной краской, с элементами полуустава, в одну строку: «Писалъ сiю свѧтую икону IосиⰪъ С. Чириковъ 1894 года въ Москвѣ.»
Экспертные заключения: Акт комплексной экспертизы № 984, В. В. Баранов (И. С. Чириков, 1894 г.)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 271. С. 242–24 3 (А. С. Преображенский)

Образ Вседержителя из собрания И. А. Сысолятина принадлежит к мстёрской художественной традиции. Не вызывающая сомнений в своей подлинности надпись-автограф сообщает, что икона исполнена в московской мастерской выходца из Мстёры Иосифа (Осипа) Семёновича Чирикова. Это подтверждают и технико-технологические особенности памятника, приемы письма, характерные для одного из вариантов манеры мастера.

Иосиф Чириков — представитель известного мстёрского рода со старообрядческими корнями, с 1880-х годов жил и работал в Москве, стал одним из ведущих московских иконописцев и реставраторов икон, исполнял ответственные заказы и сотрудничал со специалистами в области средневекового искусства. Дело И. С. Чирикова после его смерти продолжили сыновья — Михаил (умер в 1917 году) и Григорий (1882–1936), прославившийся как реставратор и исследователь древнерусской живописи.

Одной из главных вех биографии мастера стало исполнение в 1880-х — 1903 годах совместно с М. Дикарёвым серии из более 350 минейных икон для церкви петербургского Мраморного дворца, принадлежавшего великим князьям Константину Николаевичу и Константину Константиновичу (ныне в ГМИР, ГЭ и ГРМ). Для нее мстёрские мастера разработали особый вариант стиля, соединявший традиционные черты с элементами более понятного образованным заказчикам академического искусства.

Образ Вседержителя относится к зрелому периоду творчества Иосифа Чирикова, уже после создания значительной части минейных икон Мраморного дворца и кристаллизации характерных для этой серии особенностей стиля. Тем не менее произведение выполнено в совсем ином художественном ключе. Тонкость письма и сложность его приемов сочетаются с подчеркнутой строгостью облика иконы, почти не имеющей декоративных деталей и обладающей предельно сдержанным колоритом, живопись демонстрирует программную ориентацию на образы первой половины XVII века, что свидетельствует о старообрядческом, возможно, беспоповском заказе. Очевидно, для подобных случаев в мастерской И. С. Чирикова использовалась строго традиционная манера, почти не имеющая явных признаков стиля московских мстёрцев конца XIX столетия.