Лот №35
07.12.23

Богоматерь с Младенцем

Эстимейт
1 500 000 - 1 700 000 ₽

Описание

1919 г., Крым
Мастерская Троице-Параскевиевского Топловского женского монастыря
Дерево, грунт, масло
31 × 26,3 × 2,2 см
Приобретена в Германии
Доска лиственной породы, из двух частей, без ковчега. Две врезные торцевые шпонки в неглубоких пазах, на обороте две врезные сквозные встречные шпонки
Надписи: На обороте, между шпонками, в центре черной краской изображен восьмиконечный крест; ниже надпись полууставом, в три строки: «Работа сестеръ Троице Параскевїевска[г]о /Топловскаго женскаго Монастыр[ѧ] 1919 г.»
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 309. С. 320–32 1 (А. С. Преображенский)

Произведение, датированное 1919 годом, является одним из довольно многочисленных свидетельств того, что история русской иконописи не закончилась в дни Октябрьской революции 1917 года. Иконы по‑прежнему создавались и в столицах, и в других иконописных центрах, в том числе там, где еще не была установлена советская власть. Продолжали свою деятельность и некоторые монастырские мастерские. Данная икона Богоматери сохранила надпись, свидетельствующую о том, что она была исполнена сестрами Троице-Параскевиевского Топловского монастыря в Крыму. Эта обитель находилась в Феодосийском уезде Таврической губернии (ныне Белогорский район), в урочище Топлу, близ болгарского села Кишлав (сейчас — Курское). Она была основана в 1850‑х годы болгарской девушкой Константиной, в иночестве Параскевой, поселившейся в землянке близ источника святой Параскевы. В 1864 году киновия была преобразована в общежительный монастырь, который постепенно расширялся и приобретал известность. Расцвет обители связан с именем преподобной игумении Параскевы (Родимцевой), постриженицы московского Страстного монастыря. Она возглавляла Топловский монастырь до 1928 г., когда власти Крыма приняли решение о его закрытии.

Известно, что в обители существовала живописная мастерская. По-видимому, она появилась в начале XX века, продолжив процесс развития иконописания в русских женских монастырях, характерный для второй половины XIX — начала XX века. Представленная икона — первое выявленное произведение, связанное с Топловским монастырем. Как и многие другие иконы, вышедшие из монастырских мастерских рубежа XIX–XX веков, памятник принадлежит к академической традиции. Его прообразом оказалось не русское, а немецкое произведение — образ Мадонны, исполненный Францем фон Дефреггером (1835–1921), довольно известным художником, специализировавшимся на бытовом и историческом жанрах. Франц фон Дефреггер родился в Австрии, проживал в Баварии, где получил признание, выразившееся в пожаловании рыцарского титула и ордена Гражданских заслуг Баварской короны. Художник прославился полотнами, посвященными истории Тироля и местному крестьянскому быту. Созданный им образ Мадонны с Младенцем, скорее всего, ориентировавшийся на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля и, очевидно, также исполненный в рост, был довольно популярен. Он воспроизводился в эстампах и на открытках, которые повторяли композицию как целиком, так и в сокращенном, поколенном варианте. Автор публикуемой иконы использовал репродукцию с поколенным вариантом, приблизив его к традиционнным поясным образам Богоматери с Младенцем. При этом основные признаки типа — положение фигур, полуобнаженный Спаситель, белая рубашка Богородицы и окутывающее Ее тело покрывало — были сохранены.

В 1919 году, когда была исполнена икона, Крым переходил из рук в руки. С ноября 1918 по апрель 1919 года его контролировало коалиционное Второе Крымское краевое правительство, поддерживавшееся силами Антанты. Затем бо́льшая часть полуострова была занята Украинской советской (Красной) армией, а с июня 1919 и вплоть до ноября 1920 года — Вооруженными силами Юга России во главе с А. И. Деникиным и П. Н. Врангелем. Таким образом, памятник современен известным событиям истории белого Крыма, предшествовавшим эвакуации армейских частей и гражданского населения 13–16 ноября 1920 года.