Лот №322
07.12.23

Парные вазы в стиле сибаяма

Эстимейт
3 000 000 - 3 500 000 ₽

Описание

Мастер Сюнмэй (яп. 春明)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Серебро, слоновая кость, перламутр, рог, черепаший панцирь, коралл, эмаль;
чеканка, гравировка, инкрустация, тонирование
Высота: 27,5 см
С экспертным заключением

Парные вазы созданы из патинированного серебра и декорированы полихромными эмалями и инкрустацией из различных материалов в стиле сибаяма. Сосуды выполнены в форме овоидов с шестью мягкими гранями и высокими ножками в форме навершия жезла жуи (жезла, исполняющего желания). Узкие высокие горла-раструбы оканчиваются фестончатым краем, напоминающим по форме розетки цветов. Вазы украшены шестью вставками-картушами из слоновой кости, где фигурные элементы, покрытые объемной гравировкой из перламутра, черепашьего панциря, рога, коралла и окрашенной слоновой кости, воссоздают изобразительные сюжеты «цветы и птицы». Одинаковые по форме ручки смоделированы в виде дракончиков.

В Европе в конце XIX века были популярны произведения из серебра, которое часто воспринималось как атрибут викторианского стиля. Японские ремесленники взяли это на вооружение и стали изготавливать произведения из серебра, хотя оно и не было традиционно рабочим металлом в Японии. Готовые предметы подвергали патинированию, так как патина защищала серебро от внешних воздействий, приглушала блеск и выявляла красоту предмета. В противном случае из‑за повышенной влажности, свойственной субтропическому климату региона, такие произведения очень быстро тускнели, покрывались пятнами.

Мастера, создававшие подобные работы из серебра, особенно украшенного в стиле сибаяма, ориентировались преимущественно на европейские вкусы и европейский рынок. Большинство предметов с таким декором было произведено в Токио и Иокогаме, где присутствие иностранцев было высоким, а многие магазины сотрудничали с международными дилерами. Руководствуясь спросом и собственными представлениями о потребностях приезжих покупателей, художники отказались от традиционных японских типов предметов, вроде коробок для документов и письменных принадлежностей или утвари для проведения чайной церемонии. Гораздо чаще они стали декорировать вазы, шкатулки, декоративные тарелки и т. п. Предметы, как правило, были украшены изображениями цветов и птиц. Сочетание сплошных инкрустированных фонов и дробного, детализированного изображения, созданного белой и подкрашенной слоновой костью, перламутром, кораллами и черепаховым панцирем, производило впечатление изысканной роскоши.

На донце ваз имеются позолоченные марки с выгравированными иероглифами, читающимися как «Сюнмэй» (яп. 春明). К произведению прилагается оригинальная коробка томобако для их хранения.