Лот №323
07.12.23

Коробка судзурибако

Эстимейт
1 700 000 - 2 000 000 ₽

Описание

Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Тушечница: лак, слоновая кость, перламутр, рог, черепаший панцирь, серебро; тушь, камень; такамаки-э, хирамаки-э, кидзи, насидзи, инкрустация
Капельница: серебро
Размер: 24,1 × 22 × 5,5 cм
С экспертным заключением

Прямоугольная коробка для письменных принадлежностей судзурибако декорирована золотыми лаками в технике маки-э1, с приемами такамаки-э2, хирамаки-э3, киндзи4, с деталями кириканэ5. Крышка украшена изображением самурая, скачущего на коне под цветущей сакурой, выполненным инкрустацией тонированной слоновой кости, перламутра, рога и черепашьего панциря в стиле сибаяма.

На дне коробки техникой хирамаки-э на фоне киндзи изображен сад камней. В центральной части расположен камень для растирания туши судзури-иси. Выше размещена капельница суитэки, созданная в форме капли из серебра. На обороте крышки золотыми и серебряными лаками такамаки-э и инкрустацией серебра и перламутра изображен пейзаж с домом под сосной около горной реки и летящая ласточка. К произведению прилагается деревянная томобако — коробка для хранения.

Сочетание золотого лака и искусно инкрустированного детализированного изображения, созданного подкрашенной слоновой костью, перламутром, рогом и черепаховым панцирем, производит впечатление роскоши. К безусловным достоинствам мастеров, декорировавших произведения лаками маки-э и инкрустациями сибаяма, следует отнести тщательность, с которой они выполняли тонкую, почти ювелирную роспись и инкрустацию. Дороговизна таких произведений не способствовала их широкому распространению, это всегда были эксклюзивные, элитарные предметы.

 


1 Маки-э — термин, используемый для описания изображения, выполненного золотом по лаку. Общий смысл понятия — «картина, созданная распылением» — отражает процесс создания рисунка, когда мелкие крупицы золотого или серебряного порошка рассыпали через узкую бамбуковую трубочку с матерчатым фильтром на конце по непросохшему лаку. Техника была изобретена в Японии в эпоху Нара (710–784), и к эпохе Мэйдзи мастерство изготовления порошков с тонкой фракцией достигло такого совершенства, что стало возможным наносить на предметы тщательно детализированные рисунки. В оформлении произведений художники по лаку редко ограничивались использованием только одной техники, умело сочетая декоративные возможности нескольких приемов работы с металлическими порошками.

2 Такамаки-э («высокий рисунок») — рельефное изображение, иногда скульптурного качества. Основу рельефных деталей создавали подсыпкой порошка древесного угля или глины.

3 Хирамаки-э («плоский рисунок») считается наиболее простой техникой. Металлический порошок наносили ровным слоем на непросохший лак, используя его клеящую способность. После высыхания изображение покрывали прозрачным лаком и полировали.

4 Киндзи («золотая основа») — техника, использовавшаяся для создания ярких золотых фонов. Золотой порошок с крупным зерном наносили сплошным слоем, затем тщательно полировали.

5 Кириканэ («резаное золото») — введение в декор мелко нарезанной золотой или серебряной фольги, которую накладывали на сырой лак тонкой бамбуковой палочкой.