Войти / Регистрация

АНАТОЛИЙ БЕЛКИН

Анатолий Белкин литография Квартира

Анатолий Белкин учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Будучи одним из самых молодых представителей нонконформистского движения, принимал деятельное участие в основных событиях так называемой газаневской культуры, начиная с выставки в Доме культуры им. Газа в 1974 г. С 1977 года активно выставлялся за рубежом, в том числе на основных выставках неофициального искусства, организованных еще в советский период (Бохум, Нью-Джерси, Монжерон).

Карьера художника складывается весьма успешно, несмотря на то, что, добившись узнаваемой, апробированной в стране и на Западе манеры, своего рода фирменного бренда, он резко менял стилистику и даже способы художественного мышления: от работ, выполненных в модернистском ключе, переходил к концептуальным проектам и т. д. Неизменными остаются принципы экономии средств, чувство материала и артистизм.

Белкин — знаковая, объединяющая фигура петербургской культуры: не принадлежа к конкретным группировкам и направлениям, он представительствует от лица художественной культуры в целом, во всех ее направленческих и поколенческих оппозициях. Собственно художественная карьера не удовлетворяет Белкина: он постоянно пересекает границы компетенций не только художественных дисциплин, но и других родов творческой деятельности, обращаясь к ТВ, журналистике, арт-дизайну и пр.

Анатолий Белкин вошел в историю питерского андеграунда вполне конкретными работами-пейзажами, уже тогда впрямую артикулирующими поэтику жеста-касания, пастозно вылепленного рельефа, отражений. Тогда же завоевали известность и большие рисунки (и литографии) на тему знаменитых ленинградских коммунальных квартир. Бытовая стихия представала в них в бытийном, экзистенциальном плане.

Не думаю, что главными для Белкина были жанровые, анималистические или натюрмортные задачи. Скорее, работы этого плана материализовывали потребность в неком совершенном, отлично сделанном, мастерском устройстве. Хотя бы отдельных особей, если не мира в целом. Надо сказать, Белкин по-своему — как тут не оценить его интуитивную стратегию — тематизирует то, что является глубоко скрытой потребностью современного искусства: идею упорядоченности.

Боровский А. Д.,
заведующий отделом Новейших течений Государственного Русского музея, член-корреспондент Академии художеств

Анатолий Белкин фрагмент диптиха Дерево