Искусство как альтернативные инвестиции
В настоящее время любой человек имеет все меньший контроль над собственным капиталом. Полная подчиненность всех банков мира политическим решениям, зачастую не слишком хорошо расположенным к нашим соотечественникам, приводит к неожиданным результатам, таким как к ликвидации де факто всей банковской тайны и гарантий сохранения сбережений.
В целом современная мировая экономика переживает турбулентный период, чреватый значительными колебаниями ключевых экономических параметров. С одной стороны, сейчас происходит неограниченная эмиссия практически всех мировых валют Центральными Банками, и, соответственно, вызванный этим фантастический рост цен на любые «твердые» активы (недвижимость, золото, акции, продукты, сырьевые товары), с другой стороны, реальная надежность этих вложений становится все более сомнительной.
Недвижимость подвержена огромным рискам: от резкого изменения ситуации в местности ее нахождения до экспроприации ввиду различных оснований (санкции, сомнения в происхождении капитала, гражданство «неправильной» страны и т.д.).
Золото, как материал, мало доступно для инвестирования в силу дефицита физического металла, а также не столь «безопасно» ввиду отсутствия страхования вкладов в «металлические» счета и широкого спреда цены покупки и продажи, а при обсуждении значительных инвестиционных сумм в силу вступает и фактор заметного физического объема металла и сложностей в его хранении.
Акции в современных реалиях практически полностью оторвались от производственных активов и их финансовых результатов, так как самые дорогие акции вовсе не у тех предприятий, которые лучше работают и приносят прибыль, а у тех, которые крупнейшие инвесторы приобретают с целью спекулятивной торговли.
Нарастающие политические и экономические противоречия увеличивают риски трансграничного инвестирования.
Все вышесказанное наводит на мысль о вариантах «альтернативных инвестиций», например, инвестиций в искусство, которые, по крайней мере один раз за период новой истории России, уже показали свою действенность: пожалуй, не было ни одного иного варианта трансфера накоплений из социалистического рая СССР 1970-80-х в реальность 1990-х и далее. Качественные же собрания предметов искусства помогли их обладателям не только сохранить капиталы, но и преумножить их. Конечно, те условия неповторимы, но вариантов новых потрясений можно придумать немало. Мы не можем предвидеть все, но современные деньги, уж, точно становятся все более абстрактным понятием.
Стоимость отдельных предметов искусства непостоянна, но серьезная коллекция всегда будет обладать высокой ценностью. Несмотря на небольшой масштаб рынка, вполне возможно относительно скромными вложениями (несопоставимыми с вложениями в иные направления) обеспечить создание полноценных и интересных коллекций. Ценность таких собраний связана не в последнюю очередь с тем, что на рынке очень мало достойных вещей, владельцы которых совершенно не спешат их продавать, тем более по взвешенной рыночной цене.
Стоимость хранения коллекции хоть и отлична от нулевой, однако несравнимо ниже стоимости обслуживания той же самой недвижимости или несения налогового и прочих рисков в бизнесе.
Отсутствие необходимости регистрации и налогообложения подобной собственности обеспечивают полную конфиденциальность и возможность свободного перемещения коллекций.
Происходящие сегодня на Западе события – отмена «русских торгов», отказ принимать ставки от российских коллекционеров, призывы к бойкоту русского искусства, а также проблемы с логистикой – также приводят к дефициту предметов, росту цен и, как следствие, увеличению ценности серьезных коллекций.
Собрания достойных, подлинных, коллекционных предметов не подвержены инфляции, а также высокой волатильности как акции или криптовалюты, поскольку не зависят от сиюминутных или спекулятивных состояний рынка. Инвестирование средств в непреходящие ценности всегда перспективно по причине неуклонного роста цен на невозобновляемые, уникальные активы, которых становится все меньше на мировом рынке и стоимость которых будет и далее неизменно увеличиваться.
Инвестиции в искусство — это не только материальные выгоды, но еще и:
- весомый вклад в будущее тысячелетней страны, служение национальным интересам без ущерба для коммерческих интересов инвестора;
- приумножение и сбережение средств самым благородным образом;
- вхождение в узкий круг интеллектуальной элиты, приобщение к интересной и образованной среде, новые контакты;
- репутационные выгоды;
- эстетическое наслаждение;
- обретение миссии, стоящей поверх сиюминутных коммерческих интересов;
- качественно новое состояние личных сбережений через превращение их из частного наследства в культурное наследие национального масштаба.