Блюдо Декоративное
Россия, Москва, 1912–1917 гг.
Фирма: В. А. Болин
Серебро, литье, прочеканка, сиенский мрамор
Диаметр блюда 40 см, с учетом серебра 42 см
Клейма: «W.A. Bolin», клеймо-тройник московского пробирного управления с цифрами пробы «84» и головкой в кокошнике обращенной вправо
С экспертным заключением
Представленное блюдо — один из ярчайших предметов в наследии московской фирмы Василия Андреевича Болина. Превосходная каменная основа, выдающийся дизайн в модном в начале ХХ века стиле ар-нуво, крупный размер, великолепное исполнение и безупречная сохранность позволяют считать этот предмет одним из лучших среди подобных, сохранившихся к настоящему времени. Фирма В. А. Болина не знала себе равных в России по уровню исполнения серебряных изделий, выдержанных в этой художественной манере. Технологическая необходимость сохранить значительную толщину блюда (для обеспечения его целостности) обусловила эффектную массивность предмета. На ярком желтом основании закреплено высокохудожественное массивное серебряное обрамление в стилистике ар-нуво. Мастерам удалось удачно обыграть естественный узор камня — синеватую прожилку. С Болином сотрудничали французские художники Жозеф Шере и Огюст Моро, поэтому большинство серебряных изделий исполнено в характерном для них стиле классического реализма, с обильным включением элементов ар-нуво. Для фирмы работал также выдающийся французский художник Поль Льенар, признанный мастер модерна, искусство которого было отмечено искусствоведами на международной выставке в Париже в 1900 г.
Примеров использования фирмой «К. Э. Болин» и московской фирмой «В. А. Болин» поделочных камней крайне мало, в отличие от фирмы Фаберже. В книге М. Риббинг, Т. Мунтян, В. Скурлова и Л. Завадской «Фирма В. А. Болин. 200 лет. Ювелирные изделия и серебро для царей, королей и других» (Стокгольм, 1996) имеются фотографии блюд, в том числе из малахита (1880‑е гг., с инкрустированным двуглавым орлом, явно кабинетский подарок) и из дерева, армированных серебром. Последнее исполнено на Московской фабрике в 1904 г. и предназначалось для подарка цесаревичу Алексею от донского дворянства. Так же, как представленное блюдо, оно обильно украшено серебром. Наиболее близким аналогом из известных предметов можно считать блюдо из красного гранита, выполненное В. А. Болином уже в Стокгольме в 1919 г. Оно гораздо скромнее по дизайну, хотя и содержит похожие декоративные элементы, и является переходным от высокохудожественных предметов, изготовлявшихся в России, к гораздо более скромным изделиям фирмы шведского периода.
Сиенский мрамор (Giallodi Siena) — с месторождения в окрестностях г. Сиена (Италия). Примеры применения сиенского мрамора имеются в интерьерах великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, Исаакиевского собора и во многих итальянских палаццо и соборах.