Окимоно «Обезьяны разрывают летучую мышь»
Япония, Токио, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото; литье, гравировка, золочение, патинирование
18,8 × 20 см
Печать: Нихон куни Маруки сэй (создано Маруки, Япония)
С экспертным заключением
Настоящее произведение — прекрасный образец японской металлической пластики эпохи Мэйдзи (1868–1912), выполнено из бронзы в технике литья и декорировано гравировкой, инкрустацией золота и патинированием, создающими рельефный декор и различную фактуру поверхности. Произведение представляет собой изображение играющих обезьян в горах, поймавших летучую мышь. Две обезьянки не могут ее поделить и тянут за крылья каждая себе. Забавная мордочка мышки выражает крайнее удивление.
Произведение принадлежит к популярной экспортной торевтике периода Мэйдзи — серии «изображение животных». Японских изготовителей фигур животных вдохновил пример французских мастеров-анималистов XVIII века. Японский реализм в изображении фигур и поразительная точность в отображении даже самых мелких деталей поразили как простых обывателей, так и людей, близко знакомых с данным видом творчества. Лучшие из мастеров-анималистов Японии создавали превосходные работы, имевшие ошеломительный успех на Западе. Высокое качество работ объяснялось вековым соблюдением традиций искусного декорирования металлических изделий в Японии.
Изображения обезьян символичны в японской культуре и искусстве. Обезьяна любит подурачиться, и японцам она по душе. В странах Востока обезьян часто почитали как божественных существ. В Индии их отождествляют с храбрым Хануманом, героем, обладавшим необычайной силой. В Китае считали, что лошади не будут болеть, если держать обезьяну в конюшне. Летучая мышь также является благопожелательным символом. Сама семантика сочетания слов «летучая» и «мышь» по-китайски означает «счастье». Летучие мыши были крайне популярны в Японии, поскольку под влиянием китайской культуры эти создания рассматривались как символ удачи и часто изображались на тканях кимоно, на керамике и бронзе.
На произведении имеется отлитая квадратная печать, на которой написано «Нихон куни Маруки сэй» (яп. 日本國丸喜製). Печать переводится как «Япония. Произведено Маруки».
Маруки (яп.丸喜) — известная токийская компания, поставлявшая бронзовые произведения и скульптуры из слоновой кости на экспорт в конце XIX — начале XX века. На компанию трудились известные мастера того времени. Они создавали высококачественные произведения, обычно среднего и крупного размера из монохромной бронзы, иногда с добавлением небольших инкрустаций другими металлами, золочения и серебрения. Мастера компании Маруки создавали оригинальные произведения, особое внимание уделяя качественному бронзовому литью, используя в декоре национальные мотивы и современные веяния, а также учитывая пожелания иностранных покупателей. Работы компании Маруки всемирно известны, очень ценны и редки и находятся в известных мировых коллекциях.
Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне, искусной моделировке соответствует блестящая поверхностная отделка, а шероховатая поверхность скульптуры, имитирующая шерсть обезьянок, контрастируя с их гладкими мордочками, притягивает взгляд. Скульптура отличается великолепной сохранностью и представляет собой высокую историко-культурную ценность.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. London: The Kibo Foundation, 1995. № 97, 103.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист: 2016. С. 94–97.