Окимоно «Ловец птиц»
Япония, Токио, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость, дерево; резьба, полировка, гравировка
66 × 18 см
С экспертным заключением
Окимоно с изображением ловца птиц. Показан драматичный момент: пожилой ловец в прыжке накрыл двух птиц, бекасов тасиги, сетью на длинной бамбуковой палке. Но еще секунда — и птицы ускользнут от него, выбравшись сквозь дыру в сети. За спиной ловца прикреплена запасная сеть, на поясе специальная сетчатая сумка, в которой видна одна пойманная птичка. Следует отметить тонкую работу, оригинальность сюжета и мастерство резчика: ему удалось выстроить центр тяжести сложной скульптурной композиции, изобразив ловца в динамичном движении, стоящим на одной ноге, с сильным наклоном вперед.
Работа выполнена в реалистичной манере. Автор достоверно изобразил мимику старика, его слегка озадаченное лицо, прищур глаз, морщинистые руки труженика.
Окимоно с изображением ловца птиц не подписано автором (либо подпись утрачена). Абсолютно идентичное произведение с подписью мастера Удагавы Кадзуо участвовало в японо-британской выставке 1910 года, которая проходила в Лондоне с 14 мая 1910 года по 29 октября 1910 года. Это была самая крупная международная выставка, на которой когда-либо на тот момент участвовала Японская империя. Японское правительство было заинтересовано создать благоприятный общественный имидж в Великобритании и Европе после обновления англо-японского союза.
Аналогии:
1. The Shoto Museum of Art. History of Japanese ivory carving. Gebori Okimono and Shibayama of Meiji Period. Tokyo, 1996. Р. 170.
2. An illustrated catalogue of Japanese modern fine arts displayed at the Japan-British exhibition, London, 1910 / The office of the Imperial Japanese Government Commission to the Japan-British exhibition. Tokyo: The Shimbi Shoin, 1910. Section Sculptures № 100.