Ваза в стиле кё-сацума
Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山), художник Содзан (яп. 素山)
Япония, Киото, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; подглазурный кобальт, глазурь кракле,
надглазурная полихромная роспись железными красками, эмалями и золотом
Высота 18,4 см
С экспертным заключением
Произведение является образцом японской керамики периода Мэйдзи, выполненным в стиле кё-сацума (яп. «киотская сацума»), использующем ряд технологических и художественных приемов, сложившихся во второй половине XIX века в Японии в исторической провинции Сацума. Это декоративная ваза вытянутой овоидной формы с коротким изящным горлом для одного цветка. Предмет декорирован в комплексной технике, сочетающей роспись железными красками, полихромными эмалями и позолоту по поверхности с глазурью кракле, а также по подглазурному темно-синему кобальтовому фону.
С трех сторон вазы имеются живописные изображения, вписанные в вытянутые прямоугольные картуши, выполненные на манер художественных свитков. Изображены традиционные японские сюжеты: бидзин-га («изображение красавиц»), пейзаж сансуй («горы и воды») и катё («цветы и птицы»). Пространство между картушами полностью заполнено классическим японским тканевым узором саягата с изображением птиц Хо-о, вписанных в круглые моны. Оплечье и низ вазы акцентированы поясами, имитирующими потеки глазури нагарэ-гусури.
На донце вазы имеется марка, нанесенная золотом в овале с иероглифами «京都錦光山造粟田» (Киото Кинкодзан дзо Авата), что переводится как «сделано [в районе] Авата [города] Киото [в мастерской] Кинкодзан». Правее расположена печать в тесте керамики — четыре иероглифа, вписанные в квадрат «錦光山造» (Кинкодзан дзо). Марка и печать означают, что произведение было создано в мастерской, принадлежащей одной из самых знаменитых династий керамистов Киото, подписывавших изделия иероглифами Кинкодзан (яп. 錦光山). На живописном картуше с изображением девушек имеется подпись художника Содзана (яп. 素山), непосредственно расписавшего данную вазу.
Род гончаров Кинкодзан был основан в середине XVII века в районе Авата города Киото. Первым мастером из династии, обратившимся к произведениям в стиле сацума, которые стремительно набирали свою популярность к концу XIX века, был Кинкодзан Собэй VI (1824–1884). Его сын Кинкодзан VII (1867–1927) развил стиль своего отца, получивший название кё-сацума («киотская сацума»). Он значительно расширил производство, сделав мастерскую одной из крупнейших в Киото. Она закрылась в 1927 году вместе с его кончиной.
Очень редко, и лишь самые известные художники, работавшие в мастерской Кинкодзан, подписывали изделия своими именами, в основном предметы искусства маркировались просто ее названием, ставшим символом изысканности и утонченности. Данная ваза — большая редкость, на ней имеется подпись художника, непосредственно расписавшего это произведение. Содзан — самый известный мастер росписи, работавший в мастерской Кинкодзан в период расцвета экспорта керамики сацума — в конце XIX века. До нас дошли некоторые уникальные произведения, подписанные одновременно именами мастерской Кинкодзан и художника Содзана. Как мастер росписи Содзан еще в то время получил очень высокую оценку за границей. Сейчас произведения «Кинкодзан, Содзан» являются самыми ценными и желанными среди коллекционеров, собирающих высококлассную керамику.
Ваза находится в великолепной сохранности и имеет музейное значение.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). London, 1995. № 162, 168.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 94–97.