Портсигар красного дерева
Россия, Москва, 1899–1908 гг.
Фирма «К. Фаберже», московская мастерская
Красное дерево, золото, алмазы
Длина: 11 см; ширина: 4,2 см; толщина: 1,7 см
Клейма: «КФ», знаки удостоверения в виде цифр «56» в прямоугольнике, женской головки в кокошнике, обращенной влево, и инициалов пробирного мастера «ИЛ» в круге
Принято считать, что использование недрагоценных материалов (таких как дерево, рог и т. п.) в ювелирных изделиях впервые широко начал практиковать Рене Лалик, главный создатель стилистики ар-нуво в ювелирной промышленности. Однако Фаберже самостоятельно проводил немало подобных опытов, изготовляя деревянные рамки для фото, кожаные и роговые портсигары с драгоценными элементами, изделия из песчаника с серебряными деталями, украшая памятными надписями обкатанные водой камни с пляжа. Все это и многое другое прекрасно уживалось в творчестве мастера с усыпанными дорогими бриллиантами золотыми табакерками, эмалями сотен цветов и оттенков, золотыми и платиновыми украшениями. При этом использование недорогих элементов в ювелирном искусстве обычно только кажется делом несложным. Знатокам известно, что в случае повреждения такого, казалось бы скромного элемента, найти ему замену для реставрации практически невозможно. Оказывается, за простейшими с виду элементами стоит колоссальный опыт художников и обработчиков.
Представленный портсигар дошел до нас в замечательной сохранности и позволяет оценить выдающуюся работу как художников (т. н. композиторов), так и работу мастеров-исполнителей. Превосходное сочетание красного дерева прекрасного качества с изысканным золотым узором отличает этот великолепный образец работы московской ювелирной мастерской.