Стопка-неваляшка
Москва, 1899–1908 гг.
Фирма «К. Фаберже», мастер Фёдор Рюкерт
Серебро; эмаль по скани, живопись по эмали, токарно-давильные работы, золочение, монтировка
Высота: 4 см; диаметр: 4 см
Клейма: «К. Фаберже» под государственным гербом; тройник Московского окружного пробирного управления (сохранился только овальный щиток, в котором символы не читаются)
Номер фирмы Фаберже: процарапанный фирменный инвентарный номер 21729
Несмотря на то, что на стопке видно только клеймо фирмы К. Фаберже, авторство Ф. Рюкерта не вызывает сомнений, так как предмет имеет характерные признаки его легко узнаваемого фирменного стиля. На молочно-белом фоне отчетливо видны достаточно крупные бежевые и серые крапинки, которые на отдалении создают впечатление теплого и глубокого бежево-персикового тона. На нем выразительно выделяются изображения птиц на ветвях. Их переливчатое оперение выполнено насыщенными крапчатыми эмалями, изукрашено живописной разделкой с полихромными тенями. Выразительные, как будто болезненные, изломанные контуры стеблей и листьев свидетельствуют о влиянии модного в то время стиля модерн, в русле которого развивалось неорусское направление в серебряном деле. На венце — довольно широкая полоса черной эмали, на ее фоне изображены в строгой симметрии зеленые эмалевые горошинки, ромбы и стилизованные елочки, которые своей геометричностью и четкостью построения составляют строго продуманный контраст с живописным, свободным декором корпуса. Прославленный мастер одним из первых среди московских ювелиров начал вводить в эмалевый репертуар черную эмаль и другие темные цвета.
• Стопка-неваляшка — интересное изобретение московских серебряников, благодаря шарообразной форме и тяжелому днищу она становится вертикально почти из любого положения. Даже обычные, изготовленные из серебра, не украшенные эмалью, такие изделия не были массовыми, а предметы с эмалевым декором практически единичны. Представленная неваляшка — одна из двух неваляшек работы Ф. Рюкерта, известных специалистам.