Войти / Регистрация

Василий Семёнович Садовников (1800–1879) «Казанский собор в Санкт-Петербурге»

Лот №201
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 3 000 000 - 4 000 000 
  • Год: 1837

1837 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила
23,5 × 31,2 см; в современной багетной раме — 48 × 56 см

Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Экспертное заключение: НИНЭ имени П. М. Третьякова

Атрибутированная В. С. Садовникову акварель изображает Казанский собор, возведенный на Невском проспекте в 1801–1811 годах по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Художник неоднократно обращался в своем творчестве к образу одной из главных архитектурных доминант Санкт-Петербурга. В 1830–1835 годах он работал над знаменитой «Панорамой Невского проспекта», правая (теневая) сторона которой включала и вид Казанского собора. В середине 1840‑х годов мастер по заказу императора Николая I создал еще одну акварель с изображением собора, вошедшую в состав альбома, подаренного государем английской королеве Виктории по случаю десятилетия ее коронования.

Интересно отметить, что на рисунке перед правым крылом колоннады собора виден памятник светлейшему князю М. И. Голенищеву-Кутузову-Смоленскому, открытый 29 декабря 1837 года вместе с памятником князю М. Б. Барклаю‑де-Толли (изображение которого отсутствует) перед левым крылом колоннады. Это позволяет предположить, что мастер ввел в городской пейзаж монумент, существовавший к тому времени лишь в проекте. Подобное совмещение реальной и проектируемой архитектуры (и монументальной скульптуры) довольно характерно для раннего творчества художника: к схожему приему он прибегал в первой половине 1830‑х годов при создании «Панорамы Невского проспекта». Куда более аргументированным представляется иное объяснение: статуя князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского была установлена на постамент 30 мая 1837 года, а статуя князя М. Б. Барклая‑де-Толли спустя две недели — 15 июня 1837 года. Появление нового памятника на центральном проспекте столицы вызвало небывалый интерес публики, почти все основные «видописцы» Санкт-Петербурга устремились на Невский, чтобы запечатлеть долгожданный монумент, не дожидаясь его «визави». Не мог остаться в стороне и В. С. Садовников — ведущий мастер городского пейзажа. Исходя из этого, рассматриваемый лист может быть датирован первой половиной июня 1837 года.

•   Василий Семёнович Садовников (1800, Санкт-Петербург — 1879, Санкт-Петербург) — живописец, акварелист, график. Пейзажист, мастер интерьера. Родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной. Систематического художественного образования не получил. В юности испытывал влияние А. Н. Воронихина и Е. И. Есакова. По заказам Общества поощрения художников в 1823–1827 годах раскрашивал литографии. С начала 1830‑х годов начал работать как самостоятельный художник. В 1830–1835 годах создал «Панораму Невского проспекта», имевшую в длину почти шестнадцать метров, впоследствие литографированную и изданную А. М. Прево. Посещал пейзажный и перспективный класс Императорской Академии художеств для вольноприходящих, которым руководил профессор М. Н. Воробьёв. В начале 1838 года, после смерти княгини Н. П. Голицыной, от ее наследника князя Д. В. Голицына получил вольную. В сентябре 1838 года за акварель «Вид Академической парадной лестницы» удостоен ИАХ звания неклассного (свободного) художника. С 1840‑х годов работал по заказам императорского двора и аристократических кругов Санкт-Петербурга, исполняя виды и интерьеры дворцов и усадеб. Много путешествовал по России, бывал в Москве, Новгороде, Тамбове, Ревеле, Вильне и Гельсингфорсе. В 1852 году подавал в ИАХ прошение о присвоении звания академика, которое не было удовлетворено. Работал до глубокой старости; самые поздние из известных рисунков датируются 1875 годом. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном музее истории Санкт-Петербурга и других музейных собраниях.