Святая Троица (Сопрестолие)
Последняя треть XVIII в., Выг
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
53,6 × 47,5 × 2,9 см
Святая Троица представлена в типе «Сопрестолие», известном в русском искусстве со второй четверти — середины XVI столетия.
Одним из старейших русских изображений подобного типа является гравюра Симона Ушакова 1666 г. (Симон Ушаков, 2015. Кат. 105; Мишина, 2020. Кат. 291), которой следует более поздний лист работы Афанасия Трухменского (Мишина, 2020. Кат. 259). Публикуемый памятник довольно точно воспроизводит гравюру 1666 г., которая послужила основой для его композиции.
Примечательно, что автор публикуемой иконы включил в композицию принципиальные для старообрядцев детали: на гравюре Ушакова Господь Саваоф представлен благословляющим именословно, но в данном случае пальцы Его левой руки сложены в двуперстие. Так же сложены и персты десницы, хотя на графическом образце длань Бога Отца просто возложена на державу. Символы евангелистов тоже показаны в соответствии с дониконовской традицией — орел соответствует Марку, а лев надписан именем Иоанна.
Икона была создана в эпоху расцвета «Выгореции» — во второй половине или последней трети XVIII в., о чем свидетельствуют отточенность рисунка и высокий уровень живописи, демонстрирующей уже сложившуюся систему приемов и последовательно выражающей строгие духовные идеалы выговских насельников. При этом здесь чувствуются слабые отголоски барочных тенденций, которые в дальнейшем уступят место отголоскам более условных и строгих форм классицизма, принесенных на Выг московскими и петербургскими попечителями с их столичными вкусами.