Войти / Регистрация

Окимоно «Молодой самурай»

Лот №325
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 800 000 - 1 000 000 

Мастер Хирасаки Хобун (яп. 平坂芳文)
Токио, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота: 21 см
С экспертным заключением

Окимоно изображает молодого самурая в повседневной одежде. Стоящий в полный рост мужчина одет в кимоно, украшенное буддийским узором саягата. Поверх кимоно накинута длинная накидка хаори, завязанная на груди тесемками. За пояс каку-оби заткнута пара мечей дайсё: длинный меч дайто и короткий сёто. Левой рукой молодой человек придерживает дайто со свисающим шнуром. В правой руке он держит сложенный веер сэнсу.

Термин самурай, впоследствии объединивший всю воинскую элиту Японии, возник в начале X века. Самураями первоначально называли воинов-аристократов (буси), а с XII века это слово стало обозначать всех представителей военно-феодального сословия мелких дворян. В стране, разделенной на четыре сословия — воины, земледельцы, ремесленники и торговцы, — самурайское сословие было наиболее почитаемым. Так продолжалось вплоть до 1870‑х годов, пока реформы не положили конец существованию самураев как класса.

Статуэтка Дети под дождем
<

На обратной стороне подставки выгравированы два иероглифа «芳文», читающиеся как «Хо: бун». Подпись принадлежит мастеру Хирасаки Хобуну (яп. 平坂芳文, 1862–1919), который являлся членом Токийской ассоциации скульпторов и считался одним из признанных молодых мастеров своего времени. Мастер родился в префектуре Тояма в семье потомственного резчика по дереву. В 1895 году в возрасте 33 лет переехал в Токио и поступил в ученики к Симамуре Сюнмэю. После смерти учителя в 1896 году стал работать под руководством Ёсиды Хомэя. Впервые представил свою работу на 13‑й выставке Токийской ассоциации скульпторов в 1899 году. В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1910 году Хирасаки Хобун снова представил публике свою работу на выставке Токийской ассоциации скульпторов и в том же году вернулся к себе на родину в Тояма, где и провел остаток жизни до самой смерти.

Одна из работ мастера под названием «Дети под дождем» была опубликована в каталоге «Бидзюцу Гахо» в 1902 году, печатавшем лучшие произведения искусства современных мастеров. Опубликовано: 美術画報 十一編巻三 [The magazine of Japanese art. Vol XI. № 3]. Tokyo Gahosha, 1902.

Аналогии: The Shoto Museum of Art. History of Japanese ivory carving. Gebori Okimono and Shibayama of Meiji Period. Tokyo, 1996. Р. 171.