Декоративная шкатулка
Мастер Кавадзи Митисукэ (яп. 河治道祐) (атриб.)
Япония, ранний период Мэйдзи (1868–1912)
Железо, золото, серебро, медь, сякудо; литье, гравировка, инкрустация, патинирование
Высота: 18,5 см
С экспертным заключением
Изящная шкатулка для благовоний четырехдольной формы в сечении. Создана в классическом силуэте гарды японского меча мокко («цветок дыни»). Выполнена из железа и подвергнута последующей отделке поверхности: гравировке в высоком рельефе, инкрустации в высоком и плоском рельефе, нитевидной инкрустации, золочению и патинированию. Шкатулка увенчана крышкой со скульптурным навершием в виде мифической птицы Хо-о.
Тулово шкатулки украшено веерообразными картушами, состоящими из художественных композиций, изображающих бессмертного Тобосаку-сэннина и божество Сиванму — покровительницу даосских святых мудрецов. Одинаковые по форме ручки выполнены в форме трилистника павловнии с цветками и размещены в центре небольших боковых картушей с изображением цветущего дерева павловнии (с одной стороны) и сосны с растущими у ее подножья грибами бессмертия линчжи (с другой стороны). Сосуд установлен на четыре ножки в форме навершия жезла жуи. Нижняя часть тулова украшена изображением трилистника павловнии с цветами, среди узора завитков каракуса («китайская трава»).
Произведение не подписано, но аналогичная по форме, материалам, размеру и технике исполнения шкатулка принадлежит работе Кавадзи Митисукэ (яп. 河治道祐). Это известный мастер из княжества Суо, которое в результате административной реформы 1871 года вошло в состав префектуры Ямагути. Кавадзи Митисукэ — участник и призер международных и внутрияпонских выставок. Изначально, как и многие мастера того времени, он создавал оправы для японских мечей. Имя мастера записано в справочнике исследователя Вакаямы Хотацу «Справочник мастеров-ювелиров» (若山 泡沫. «金工事典». 1970. P. 453). Известно, что Кавадзи Митисукэ — выходец из известной школы ювелиров Накаи княжества Тёсю, которое в период Эдо (1603–1867) занимало территорию современной префектуры Ямагути. Являлся основателем школы Кавадзи-ха, все мастера которой специализировались на создании фурнитуры для японских железных мечей, искусно украшенных инкрустацией из золота и серебра.
В каталоге «Первая выставка национальной промышленности Японии (Токио, 1877 г.)» («第一回内国勧業博 覧会»), хранящемся в Токийском национальном музее, имеется иллюстрация с фотографией и описание произведения мастера Кавадзи Митисукэ, участвовавшего в этой выставке. В каталоге написано: «№ 85. Железная курильница (коробка для благовоний). Префектура Ямагути. Создана Кавадзи Митисукэ. Ручки, навершие, верх и низ украшены изображениями мифической птицы Хо-о, цветами императорской павловнии и т. д. На курильнице инкрустацией металлами изображен скачущий всадник на коне».
Известно, что мастера, готовившие свои произведения для участия во всемирных и японских выставках, создавали по несколько аналогичных изделий (обычно два-три изделия одной формы, но с небольшой разницей в декоре). Возможно, что данный предмет — второе произведение мастера Кавадзи Митисукэ, позже проданное на экспорт, как часто практиковалось в Японии в конце XIX века.
Отличительной художественной особенностью шкатулки является удивительный живописный эффект, который создан с помощью особого приема — контраста нарочито грубого, хоть и идеально отшлифованного железа (чрезвычайно трудного материала для ювелирной обработки) и его тонкого украшения инкрустацией драгоценных металлов — золота, серебра и сплавов с ними.
Произведение является важной исторической и художественной ценностью. Работы мастера Кавадзи Митисукэ практически не встречаются на мировом антикварном рынке, так как основное творчество мастера было сосредоточено на создании оправы мечей, и лишь в конце жизни — на произведениях для экспонирования на национальных и международных выставках.