Войти / Регистрация

Скульптура божества Фудо-Мёо

Лот №346
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 6 000 000 - 8 000 000 

Мастер Сэйун (яп. 清雲)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото, серебро, медь, сплавы; литье, гравировка, инкру стация, золочение, патинирование
Высота: 96 см (с подставкой)
С экспертным заключением

Представленное произведение — образец японской декоративной бронзовой пластики периода Мэйдзи. Скульптура создана в технике литья и декорирована искусственным патинированием, гравировкой и позолотой, дополняющей рельефный декор и создающей вместе с ним различную фактуру поверхности. При ее изготовлении использованы различные приемы горячей и холодной обработки металла, полировки, гравировки, позолоты и патинирования. Скульптура стационарно закреплена на прямоугольной деревянной подставке, украшенной изображением птицы Хо-о, драконов и растительным узором, выполненными золотым лаком в технике маки-э.

Скульптура изображает буддийское божество-защитника Фудо-мёо (санскр. Ачаланатха, «неподвижный светлый царь»). Он очень почитается в Японии, относится к Видья-раджам («Владыкам секретного знания») и считается самым сильным из них. Изображается обычно как человекоподобное существо мощного телосложения, лицо которого всегда выражает крайний гнев, брови нахмурены, в правой руке Фудо-мёо держит меч. Функцией этого божества является защита всех живущих от демонов путём «сжигания всего нечистого», а гневный взгляд символизирует разрушение слепоты от неверия.

По своей тематике произведение относится к популярным в конце XIX столетия скульптурным сериям, посвященным историческим, мифологическим и религиозным персонажам Японии. Подобные произведения экспонировались на первых всемирных выставках конца XIX — начала XX века, где пользовались большим успехом. Они вошли в моду на Западе и стали важной статьей японского экспорта.

Персонаж изображен в полный рост, с высоко поднятым над собой мечом. Его одежда украшена изображением стилизованных мифических цветов и птиц Хо-о, летящих над волнами. На руках и ногах божества — золотые браслеты, на голове — маска чудовища таоте1. Небесные ленты тэннэ развеваются вокруг Фудо-мёо, придавая динамичность изображению и напоминая о неземном происхождении божества.

На обратной стороне фигуры в золотом прямоугольнике имеется подпись мастера, состоящая из трех иероглифов «清雲刻», читающихся как «выгравировал Сэйун».


1 Таоте (кит. пиньинь — букв. «обжора») — изображение чудовища, которое часто встречается в орнаментах древних китайских бронзовых изделий. Существует несколько гипотез, что именно изображает таоте, но они основываются на домыслах или более поздних текстах. Несомненно то, что изображение тесно связано с религиозным культом, особенностью которого был обычай принесения в жертву животных и людей духам предков и божествам природных стихий.